Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Законодательное регулирование участия государства в нефтяных контрактах в Республике Казахстан

М.К. Сулейменов, директор НИИ частного права КазГЮА



Одним из первых казахстанских Законов в сфере недропользования был Кодекс о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. Кодекс был построен на административных принципах предоставления недр в пользование, и хотя в нем предусматривалось заключение договора о недропользовании, но он играл подчиненное значение и не был надлежащим образом урегулирован. Поэтому Казахстан был захвачен врасплох нашествием в Республику нефтяных транснациональных корпораций (Шеврон, Элф-Акитен, Бритиш газ, Бритиш петролеум и другие). Контракты с ними заключались без должной законодательной основы, с большими финансовыми, организационными и правовыми проблемами для Казахстана. В определенной степени отражением этой ситуации было принятие Указа Президента РК (имеющего силу закона) от 18 апреля 1995 г. "О нефтяных операциях", которым давались большие полномочия сторонам нефтяного контракта, в частности, право на определение налогового режима. Это был первый опыт внедрения контрактной системы недропользования.
В то же время на основе Указа Президента РК (имеющего силу закона) от 5 апреля 1994 г., предоставившего Правительству право установления порядка предоставления недр в пользование, Кабинет Министров РК 13 апреля 1994 г. принял постановление "О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях". Данным постановлением были введены лицензии на предоставление недр в пользование.
Этот порядок получил закрепление в Указах Президента РК, имеющего силу закона, от 28 июня 1995 г. "О нефти", и от 27 января 1996 г. "О недрах и недропользовании".
В Казахстане закрепилась так называемая смешанная лицензионно-контрактная система: лицензии на недропользование выдавало Правительство Республики Казахстан (рабочим органом которого являлось Министерство биологии и охраны недр РК), а контракты на основе лицензии заключало Министерство нефтегазовой промышленности РК как компетентный орган.
Однако данная система оказалась весьма громоздкой, а после объединения Министерства геологии и Министерства нефтегазовой промышленности в одно министерство — энергетики и минеральных ресурсов — и вовсе бессмысленной. Получилось так, что одно и то же Министерство готовило к выдаче лицензии и заключало контракт. Надо было переходить от смешанной лицензионно-контрактной системы к единой системе — или лицензионной, или контрактной.
После длительных колебаний была выбрана контрактная система. Законом от 11 августа 1999 г. были внесены изменения в Указы о нефти и о недрах, которыми лицензии на недропользование были отменены. Компетентный орган (Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК).
Таким образом, с 1999 года в Казахстане утвердилась контрактная система предоставления недр в пользование. Это означает расширение прав инвестора в отношениях с государством, расширение гражданско-правовых начал в регулировании недропользования, переход с административных на гражданско-правовые рельсы.
Это означает и сокращение властных функций государства в этих отношениях.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА