Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Добывающий комплекс России и современное законодательство

Н.В. Фролова, к.ю.н., заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин, заместитель директора по НИР Нижневартовского экономико-правового института (филиал) Тюменского государственного университета, доцент

 

Результат деятельности любой отрасли экономики, а также ее вклад в развитие страны в целом напрямую зависят от состояния законодательства, обеспечивающего правовое регулирование функционирования ее хозяйствующих субъектов. Особенно остро, на наш взгляд, стоит в России проблема правового обеспечения нефтедобывающего комплекса в связи с его особым местом в экономике страны.

Несмотря на то, что нефтяные ресурсы являются достоянием всего российского народа и их добыча должна максимально защищать его интересы, на федеральном уровне до сих пор не принят закон, регулирующий отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти, ее хранения, транспортировки и переработки, т.е. закон о нефтяной деятельности.

Практика многих промышленно развитых стран демонстрирует положительный опыт формирования законодательной базы, определяющей механизм правового регулирования деятельности нефтедобывающего комплекса, исходя из того, что нормативно-правовое воздействие на рынок путем разработки законодательства и обеспечения его выполнения составляет одну из основополагающих функций государства и создает базу для устранения последствий, порождаемых несовершенством рыночной системы.

К таким странам, в частности, относится Норвегия, в которой нефтяное законодательство имеет свою историю: первым был принят закон от 21 июня 1963 г. "Об исследовании ресурсов и добыче нефти на норвежской территории и на континентальном шельфе", определявший позиции государства по отношению к новому сектору национальной экономики — национальный суверенитет над природными ресурсами, находящимися на континентальном шельфе, устанавливавший, что только государство может предоставлять норвежским и иностранным гражданам, коммерческим компаниям и другим объединениям доступ к геологоразведке на шельфе или промышленной добыче нефти. В целях перехода основной доли прибыли в руки государства 13 июня 1975 г. был принят закон "О налогообложении в нефтяной деятельности", который обозначил новый подход к налогообложению нефтедобывающего комплекса, выделив его среди остальных отраслей национальной экономики; общая и всеобъемлющая система правового регулирования отрасли сложилась после принятия 22 марта 1985 г. закона "О нефтяной деятельности" (по состоянию на 15 июня 1995 г.), затронувшего все аспекты деятельности отрасли и объединившего их в единую правовую систему (право государства на подводные залежи углеводородов и цели управления ими, предоставление лицензий на разведку, добычу, транспортировку нефти и другие операции, обеспечение охраны окружающей среды на объектах нефтедобывающего комплекса, порядок реализации контроля со стороны государственных органов Норвегии, ответственность компаний — обладателей ли-цензий на геолого-разведочные работы и другие виды деятельности за невыполнение правил, установленных законом и в особенности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды, правила компенсации норвежским рыбакам и общие требования о разумном ведении дел, о готовности к чрезвычайным ситуациям, об управлении деятельностью, квалификации работников, безопасности и др.)...

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА