Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Проблемы развития института учета крупнейших налогоплательщиков

Г.Р. Гауф, председатель КА "Гауф и Партнеры"

 

Опубликованное на днях определение Конституционного Суда России от 08 ноября 2005 № 438-О стало очередной вехой в развитии института учета налогоплательщиков, а точнее тех из них, которые относятся к крупнейшим.

Напомним, что ранее адвокаты Коллегии адвокатов "Гауф и Партнеры" вели ряд дел по оспариванию снятия с учета в районных инспекциях ряда крупнейших налогоплательщиков (далее — КН) республики Башкортостан и постановку их на учет в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам в г.Москве. По данным делам Президиум ВАС РФ отказал в удовлетворении требований налогоплательщиков.

Некоторого положительного результата адвокатам КА "Гауф и Партнеры" удалось добиться при оспаривании Приказов МНС России от 16.04.2004 №САЭ-3-30/290 и от 31.08.2001 №БГ-3-09/319 в Высшем Арбитражном Суде РФ. Приказ №БГ-3-09/319 в части объявления недействительным ранее выданного свидетельства о постановке КН на налоговый учет по месту его нахождения ВАС РФ признал недействующим. Суд записал, что КН не лишены возможности реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика по месту нахождения организации.

Изданным, с учетом решения ВАС РФ, Приказом Минфина России от 11.07.2005 №85-Н установлено, что при постановке КН на учет в межрегиональных (межрайонных) инспекциях из налоговых органов по месту нахождения запрашиваются только копии документов из учетного дела КН, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов. Таким образом, действующий Приказ №85-Н исходит из того, что КН остаются на учете также в налоговых органах по месту нахождения КН.

Достигнутый результат был отчасти развит в указанном выше определении Конституционного Суда РФ №438-О по жалобам ОАО "АНК "Башнефть", ОАО "Уфаоргсинтез" и трех уфимских нефтеперерабатывающих заводов, поданным адвокатами КА "Гауф и Партнеры". Поддерживая указанную выше позицию ВАС РФ, КС отметил, что действующее законодательство предусматривает учет КН одновременно как в межрегиональных (межрайонных) налоговых органах, так и в налоговых органах по месту нахождения. При этом КС подчеркнул, что Налоговый кодекс РФ не разграничивает компетенцию указанных налоговых органов и что их полномочия должны осуществляться с высокой степенью взаимодействия, с тем чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур, и как следствие, — возложения на КН дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.

Как видим, позиция КС позволяет не только сохранить КН на учете по месту нахождения при постановке их на учет в межрегиональных (межрайонных) инспекциях, но и восстановить на учете в налоговых органах по месту нахождения тех КН, которые ранее были сняты с этого учета.

В случае постановки КН на учет в районных налоговых инспекциях последние получат полномочия (с точки зрения закона) осуществлять в отношении КН любые контрольные мероприятия, включая выездные налоговые проверки. Проведение же районной инспекцией указанной проверки исключит возможность проведения такой же проверки в тот же налоговый период межрегиональной инспекцией.

Кроме того, КН могут хотя бы отчасти упростить для себя взаимодействие с налоговыми органами, сдавая налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иную документацию в районные инспекции.

Также в интересах КН часть споров с налоговыми органами может быть перемещена для рассмотрения в арбитражные суда субъектов федерации по месту нахождения районной инспекции (в тех случаях, когда ответчиком или вторым ответчиком по делу будет выступать районная налоговая инспекция).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что с позицией Конституционного Суда РФ о соответствии абз. 3 п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ Конституции РФ, согласиться все же сложно. Научная критика указанного определения заслуживает отдельной публикации. Тем не менее нужно признать, что налогоплательщиками одержана серьезная победа в борьбе с государством за свои законные права.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА