Уважаемые коллеги!
Мы собрались для обсуждения широкого круга проблем, связанных с энергетикой. Эти проблемы особенно обострились сейчас в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Но именно энергетика может и должна сыграть ключевую роль в преодолении кризиса и дальнейшем развитии мировой экономики. В этой связи на нас лежит ответственность за выработку коллективной стратегии согласованных действий, адекватных сложившимся обстоятельствам.
Мировая общественность ждет от нас ясного политического сигнала о способности договориться, о стремлении наших стран гармонизировать свои подходы, не допуская разнонаправленности политик. По нашему мнению, весьма важно и в политическом, и в практическом отношении, чтобы совместные меры "Группы восьми" в энергетической сфере вырабатывались при участии ведущих стран с развивающейся экономикой, в том числе участниц Хайлигендаммского процесса.
Одним из базовых факторов построения и дальнейшего устойчивого развития мировой экономики является энергетическая безопасность. Повышение энергобезопасности серьезнейшая проблема, включающая не только технологические, но и рыночные, финансовые, инвестиционные и правовые аспекты.
Долгосрочное международное сотрудничество в энергетической сфере должно строиться на обеспечении строгого соответствия между спросом и предложением. Мы должны предпринять все необходимые усилия для того, чтобы не допустить появления новых спекулятивных пузырей на рынке нефти, так называемых "Бумажных баррелей". Долгосрочное международное сотрудничество возможно только при условии справедливого распределения рисков между всеми участниками энергетической цепи: производителями, транзитёрами и потребителями энергоресурсов.
Решение всех перечисленных проблем не может быть найдено без надежной признанной международной правовой среды, адекватной складывающимся условиям и охватывающей все аспекты энергоснабжения, прежде всего, вопросы глобальной энергетической безопасности.
Вместе с тем, действующих международных соглашений в области энергетики на наш взгляд недостаточно для предотвращения кризисов. Не существует также действенных юридических международных механизмов преодоления таких чрезвычайных ситуаций.
В развитие принципов глобальной энергетической безопасности, сформулированных в рамках Санкт-Петербургского саммита 2006 года, а также с учетом позиций ряда других государств, а также таких организаций как ОПЕК, Международное энергетическое агентство и Международный энергетический форум, Россией предложен Концептуальный подход к современной правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, предусматривающий создание нового международного юридически обязывающего документа, охватывающего все аспекты глобального энергетического взаимодействия. По нашему мнению, такой договор, поддержанный всеми основными странами: производителями, транзитерами и потребителями энергоресурсов, мог бы стать существенным элементом новой системы обеспечения глобальной энергетической безопасности. Мы уже начали обсуждение данного документа с рядом стран, с еврокомисией. Россия также планирует проведение представительной международной конференции для обсуждения этих вопросов.
В настоящее время мы переживаем беспрецедентный финансово-экономический кризис, который, разумеется, сказывается на положении дел в мировой энергетике: снижается спрос, сокращаются инвестиции.
В этих условиях необходимы согласованные действия стран-производителей, стран-потребителей и транзитеров, способные обеспечить оптимизацию экономического развития, в том числе в части создания инфраструктуры, необходимой для транспортировки энергоносителей. Очевидно, что эти действия должны осуществляться на взаимовыгодной и недискриминационной основе.
На наш взгляд создание оптимальной инфраструктуры, необходимой для транспортировки энергоносителей, может быть осуществлено только на основе следующих принципов:
- это наличие согласованных правовых основ;
- это обеспеченность того или иного проекта надежной ресурсной базой;
- это экологическая и технологическая безопасность проекта;
- это экономически обоснованные тарифы, уровень которых, в конечном счете, обусловливается объемом инвестиций;
- реализация столь масштабных проектов невозможна без долгосрочных контрактов.
К важным направлениям укрепления энергетической безопасности мы относим диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки углеводородов, совершенствование транспортной инфраструктуры, развитие мощностей по производству и транспортировке сжиженного газа, создание резервов энергоносителей, объединение электроэнергетических систем. В настоящее время за рубежом с участием России реализуются проекты строительства газо- и нефтепроводов, предназначенных для диверсификации поставок углеводородов с территории нашей страны. Инвестиции, в такие проекты, как газопроводы "Северный поток", "Южный поток", Прикаспийский газопровод, обеспечат транспортные мощности для покрытия спроса на газ, который будет расти по мере преодоления глобального кризиса. Завершается успешно первый этап строительства уникальной нефтепроводной системы ВСТО, с отвествлением на Китай — около 2700 км. Важным примером для новых подходов обеспечения энергобезопасности в текущий период является заключение уникального контракта на поставку 15 млн. тонн в течение 20 лет ежегодно. Такие долгосрочное контракты без сомнения могут внести вклад в решение проблем глобальной энергобезопасности.
Значительные средства продолжают вкладываться в России в освоение уникальных месторождений полуострова Ямал. Ведется подготовка крупнейшего и крайне сложного в техническом отношении проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Общий объем инвестиций российских компаний в ближайшие 3 года даже в условиях мирового финансового кризиса значительно превысит $100 млрд только в нефтегазовой сфере.
Для оценки практических мер, предпринимаемых государствами для укрепления энергетической безопасности, считаем полезным продолжение практики подготовки национальных обзоров по реализации Санкт-Петербургских принципов глобальной энергобезопасности, а также анализ реализации этих принципов на международном уровне.
Для выработки предложений по конкретным шагам, направленным на укрепление энергетической безопасности, считаем целесообразным создание постоянной группы экспертов по вопросам энергобезопасности. Такая группа могла бы работать в расширенном составе с участием "пятерки".
В ее рамках можно было бы обсуждать последние тенденции развития и проблему стабилизации рынков нефти, газа и альтернативных источников; проанализировать последствия экономического кризиса и влияние волатильности цен на энергоносители; оценить риски возникновения нового дефицита энергоресурсов и соответствующих скачков цен вследствие сокращения инвестиций в добычу и освоение новых месторождений; рассмотреть перспективы совершенствования правовой базы глобальной энергобезопасности.
24-25 мая 2009 г., Рим
Минэнерго