Будет ли эффективным законодательство об энергоэффективности?
Игнатьева И.А., Доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова
И.А. Игнатьева, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ю.н.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р (далее — стратегия), среди мер государственной энергетической политики, необходимых для достижения энергетической эффективности экономики, называет формирование комплексного федерального и регионального законодательства по энергосбережению.
Учитывая, что на момент утверждения стратегии уже более десяти лет существовал специальный законодательный акт — Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановка цели формирования законодательства в этой сфере не могла означать ничего другого, как создание нового законодательства, отличающегося, как это было определено, комплексностью и — логично было бы полагать — содержащего некие прогрессивные подходы, повышающие результативность правового регулирования.
Через десять дней после принятия стратегии в системе российского законодательства появился Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ). Необходимость его принятия в пояснительной записке к законопроекту была изложена весьма кратко: "Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении"... действует уже свыше 10 лет. Основным недостатком действующего закона является его общий, декларативный характер". Почему бы не сделать действующий акт работающим, наполнить его нужным содержанием путем внесения в него изменений и дополнений? Такая возможность, равно как и аргументы против ее реализации, разработчиками нового законодательного акта в пояснительной записке не рассматривались, а жаль. Тем самым в очередной раз был нарушен принцип преемственности в развитии законодательства, который призван обеспечивать стабильность законодательства, способствовать возрастанию его авторитета в обществе.
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"