Особенности института права собственности на природные объекты
И.О. Краснова, доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и природоресурсного права МГЮА им. О.Е. Кутафина
С начала 90-х гг. на территории Российской Федерации еще в составе СССР принимаются меры по реформированию отношений собственности на природные объекты. Правовую основу реформы составил блок законов и подзаконных актов, подробно регламентирующих отношения, связанные с приобретением и реализацией права собственности. В этот период реформа отношений собственности на природные объекты осуществлялась в следующих двух направлениях:
1) децентрализация государственного управления отношениями собственности при помощи механизма разграничения природных объектов на объекты, признаваемые федеральной собственностью, и объекты, признаваемые собственностью субъектов Российской Федерации;
2) приватизация, допускающая передачу в частную собственность принадлежащих государству отдельных природных объектов.
В дальнейшем, наиболее заметно с конца 90-х гг., реформа отношений собственности подверглась корректировке. Основными ее направлениями стали:
- переход преимущественно к федеральной собственности на природные объекты с сохранением некоторых управленческих полномочий за субъектами Российской Федерации через процедуру передачи федеральных полномочий субъектам Российской Федерации;
- существенное ограничение приватизации природных объектов, а в большинстве случаев и полный запрет на передачу их в частную собственность.
Экономическая реформа и политика денационализации собственности дали толчок и создали условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на природные объекты. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм собственности, заменивших исключительную собственность государства на землю, недра, воды, леса и другие природные объекты.
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"