Текст новых правил розничных рынков электроэнергии обсуждался между федеральными органами власти до последнего момента и потому окончательно оценить положительные и отрицательные стороны мы сможем только после публикации. Однако его подписание само по себе уже является положительным моментом, так как снимает риски неопределенности.
Вместе с тем, из основных озвученных нововведений одним из важнейших является внедрение более жестких требований к гарантирующим поставщикам по качеству обслуживания потребителей на фоне упрощения процедуры смены поставщика. Это очевидный шаг к повышению уровня конкуренции. Но непременным условием для его реализации должно быть изменение методологии регулирования сбытовой надбавки. Во-первых, ее величина должна обеспечить реализацию требований по качеству обслуживания (сейчас многие из них признавались излишней роскошью), во-вторых, для создания сопоставимых условий для конкуренции и исключения неблагоприятных последствий для потребителей, остающихся на обслуживании у гарантирующего поставщика, необходима дифференциация сбытовой надбавки в зависимости от величины потребителя. Соответствующие поручения содержатся в постановлении. Важно, чтобы методика расчета сбытовой надбавки полностью соответствовала этим требованиям.
Касательно внедрения конкуренции, следует отметить, что принятый документ не решает основной задачи — упрощение доступа на оптовый рынок.
Регламентация вопросов коммерческого учета, введения ограничений, процедур заключения договоров обеспечит прозрачность взаимодействия между субъектами рынка.
Положительным моментом также является финальная точка в вопросе перепродавцов — с 1 октября они могут существовать только в статусе сбытовой компании при условии, что способны составить конкуренцию по цене и качеству гарантирующему поставщику, участвующему в оптовом рынке.
Вопросы ценообразования являлись самыми острыми в ходе всех обсуждений. Отсрочка нововведений по порядку оплаты услуг на передачу вызвана необходимостью внимательно оценить последствия таких решений. Переход на единый час максимума региона при определении обязательств по мощности на первом шаге даст небольшой прирост цен для всех потребителей. В последующем динамика цен будет складываться для разных потребителей разнонаправлено — те, кто сможет снижать свое потребление в этот час, будут платить меньше, а стоимостная нагрузка будет переложена на пассивных потребителей.
НП ГП и ЭСК участвовало в обсуждении "Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии" в рамках "межведомственной рабочей группы для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию механизмов функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии" и направляло свои замечания в рамках публичного обсуждения проекта документа, размещённого на сайте НП "Совет рынка". Принятие документа задало направление по изменению модели рынка, но необходимо предпринять ряд шагов для доработки правил оптового рынка, порядка оплаты услуг по передаче, методики сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, а также разработки и внедрения стандартов качества обслуживания на уровне субъектов электроэнергетики.