Саудовская Аравия отходит от своей стратегии расширения продаж нефти на азиатских рынках и начинает уступать место конкурентам в надежде на дальнейшее повышение цен. Такой вывод аналитики агентства Reuters сделали на основании данных по импорту энергоресурсов крупнейшими странами Южной и Восточной Азии.
Так, за первые пять месяцев 2016 года (с января по май) импорт саудовской нефти в КНР достигал в среднем 1,05 млн барр./сутки. Рост к аналогичному периоду 2015 года составил 3,9%. При этом в целом импорт нефти Китаем за эти периоды увеличился на 16,5%. В частности, за январь—май текущего года Россия обогнала Саудовскую Аравию, став ведущим поставщиком нефти Китаю: российский импорт составлял 1,06 млн барр./сутки (рост на 42% к прошлому году).
В Индии сложилась аналогичная ситуация, только соперниками Эр-Рияда выступает уже не Россия, а Иран и Ирак. В январе—мае 2016 года Индия импортировала нефть из Саудовской Аравии со средней скоростью 856 тыс. барр./сутки (рост на 9,4% к январю—маю 2015 года). При этом рост закупок из Ирана между означенными периодами составил 64,5%, до 334 тыс. барр./сутки, а из Ирака — 55%, до 892 тыс. барр./сутки. Багдад тем самым обошел Эр-Рияд в борьбе за лидерство на индийском нефтяном рынке.
В Японии же Саудовская Аравия по-прежнему является ведущим поставщиком с 1,25 млн барр./сутки. Рост за январь—май 2016 года к аналогичному периоду 2015 года составил 12,6%. Со своей стороны, Ирак нарастил поставки нефти в Японию на 51%, хотя в реальном выражении объем остается незначительным — менее 72 тыс. барр./сутки.
Наконец, Южная Корея (четвертое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе по потреблению нефти) купила саудовской нефти на 7% меньше, чем в прошлом году, хотя Эр-Рияд остается для нее ведущим поставщиком. Напротив, Иран нарастил экспорт нефти в Республику Корея вдвое. В июне объемы составили 200 тыс. барр./сутки.