Приватизационный конкурс по "Башнефти" не содержит юридических ограничений на участие в торгах госкомпаний, рассказали RNS корпоративные юристы, проанализировавшие правовую базу конкурса.
Возможность участия в приватизации компаний с долей государства в капитале от 25% исключается базовым федеральным законом № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пятая статья этого документа предусматривает, что "покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%".
Но запрет не является безусловным, в другой статье этого же закона прописаны исключения. В частности, запрет не распространяется на продажу федерального имущества "в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства…".
В правительственном распоряжении от 15 июня о назначении "ВТБ Капитала" агентом по приватизации "Башнефти" указано обоснование: "В целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики".
Соответственно, юридически приватизационный конкурс сейчас свободен от ограничений на участие госкомпаний, сказал RNS управляющий партнер московского офиса Pen & Paper Константин Лукоянов, проанализировавший правовую базу конкурса. "Исходя из действующего распоряжения, ограничений для участия госкомпаний нет. В законодательстве есть возможность участия для создания условий для привлечения инвестиций и стимулирования развития фондового рынка, поэтому в настоящее время госкомпании могут участвовать без каких-либо оговорок", — подчеркнул он.
Ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что госкомпании не должны участвовать в приватизации: "В законодательстве написано, что это компании, доля участия государства в которых не превышает 25%, в законе это написано прямо", — подчеркивал министр.
Для распространения запрета на сделку с "Башнефтью" и снятия риска возможных юридических претензий к конкурсной процедуре требуется новое распоряжение правительства, снимающее возникающее правовое противоречие, говорит источник, знакомый с ходом подготовки конкурса.
Но это может затруднить возможность участия в конкурсе не только для "Роснефти", но и для РФПИ и "Татнефти", предупредил Лукоянов.
Формально, указанные претенденты на "Башнефть" — не госкомпании. "Роснефтью" государство владеет через принадлежащий Росимуществу "Роснефтегаз". Более 30,45% акций "Татнефти" принадлежат правительству Татарстана через региональный "Связьинвестнефтехим". РФПИ учрежден правительством России и в настоящее время входит в структуру госкорпорации ВЭБ.
В законе о приватизации нет запрета на участие в приватизационных сделках для компаний с косвенным госучастием, спорит юрист бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков.
"Если постановление о запрете участия госкомпаний будет выпущено, это не должно помешать "Тафнефти" и "Роснефти" участвовать в приватизации "Башнефти". Все зависит от позиции президента. Пока однозначной практики по этому вопросу нет, поскольку ситуация спорная и редкая для России, хоть прецеденты были", — заметил он, напомнив, что в 2010 году Высший арбитражный суд постановил, что Сбербанк не вправе быть покупателем приватизируемого имущества, поскольку государство участвует в его уставном капитале через ЦБ.
"Решение ВАС тогда основывалось на специальном законе о статусе ЦБ. В случае с "Тафнефтью" и "Роснефтью" ситуация другая, и, скорее всего, для них препятствия в участии в приватизации не возникнет, если президент или правительство прямо это не запретят", — говорит он, замечая, что "с РФПИ ситуация схожая, поскольку РФПИ — не госкомпания".