Подготовленный Минприроды России проект федерального закона № 1145320-6 "О внесении изменений в статью 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" об установлении ответственности за незаконную добычу нефрита и сбыт незаконно добытого нефрита внесен Правительством РФ в Госдуму РФ и планируется к рассмотрению в первом чтении в декабре 2016 г.
Кроме того, Минприроды России подготовило проект поправок Правительства РФ к указанному законопроекту в части увеличения административных штрафов за безлицензионную добычу янтаря и нефрита. Проект размещен на портале правой информации www.regulation.gov.ru
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", добыча янтаря и нефрита осуществляется на основании лицензии. В настоящее время выявлены значительные масштабы их безлицензионной добычи.
Как отметил глава Минприроды России Сергей Донской, в ходе рейдовых мероприятий органы внутренних дел ежегодно привлекают к административной ответственности более тысячи физических лиц, изымают технические средства добычи янтаря. Объемы незаконной добычи янтаря достигает 70 и более тонн в год. Стоимость конфискованного за последние три года янтаря оценивается в 3,8 млрд. руб.
По данным Росприроднадзора, за 2013-2015 гг. поступило 138 административных дел, возбужденных в отношении физических лиц по фактам самовольного пользования недрами для добычи нефрита, наложено штрафов на 285 тыс. руб., обращено в собственность государства 33140 кг незаконно добытого нефрита. Таким образом, ежегодно конфискуется не менее 11 т. нефрита, добытого без лицензии. Фактическая незаконная добыча нефрита существенно больше.
Статья 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административных штрафов на лиц, осуществляющих добычу янтаря без лицензии и (или) осуществляющих оборот незаконно добытого янтаря, в том числе на физических лиц в размере от 3 до 5 тыс. рублей.
По словам Министра, указанные меры не достаточно эффективны, поскольку самовольная добыча янтаря и нефрита в большинстве случаев ведется на участках недр, находящихся в нераспределенном фонде, а размер административного штрафа во много раз меньше стоимости незаконно добытого полезного ископаемого.
Экономическую привлекательность самовольной добычи янтаря и нефрита определяет повышенный спрос на них за рубежом.
В целях доведения величины штрафов до уровня, превышающего экономические выгоды от самовольной добычи и сбыта незаконно добытого янтаря и нефрита, предлагается введение предельного размера максимального административного штрафа для правонарушений, предусмотренных статьей 7.5 "Самовольная добыча янтаря" КоАП РФ, по максимальному значению, установленному пунктом 1 статьи 3.5 "Административный штраф" КоАП РФ.
В частности, законопроект предполагает установление размера административного штрафа для физических лиц в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (увеличение в 100 раз), для должностных лиц — от 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб. (увеличение в 15 раз), а для юридических лиц — от 48000 тыс. руб. до 60000 тыс. руб. (увеличение в 60 раз). Размер минимального размера административного штрафа рассчитывался исходя из пропорциональных соотношений размеров штрафов, установленных статьей 75 КоАП РФ.