"Газпром" и Еврокомиссия близки к согласованию проекта соглашения, которое должно завершить длящееся уже 5 лет антимонопольное расследование в отношении российской компании, пишет Financial Times. Однако, хотя технические детали соглашения проработаны, дело серьезно осложняется политикой и ухудшившимися отношениями Москвы и Брюсселя.
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер и зампред правления российской компании Александр Медведев, как ожидается, проведут встречу позже на этой неделе, чтобы, возможно, согласовать проект соглашения или даже дать сигнал, что стороны близки к этому.
В пресс-службе члена Европейской комиссии по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер "Интерфаксу" не подтвердили ее встречу на этой неделе с заместителем председателя правления Александром Медведевым. "На данной стадии мы это не комментируем", — сказали агентству в понедельник в Брюсселе.
По данным FT, в рамках сделки "Газпром" примет на себя обязательства изменить практику ведения бизнеса в ЕС, при этом штрафа на компанию наложено не будет. По словам источников газеты, предусматриваются относительно мягкие изменения по самому чувствительному вопросу: в отношении якобы имевшего место злоупотребления компанией своим доминирующим положением через заключение долгосрочных контрактов на поставку газа с привязкой их цены к цене нефти.
Ряд стран ЕС, однако, могут выступить против такого соглашения.
ЕК в 2012 году инициировала расследование о потенциальном нарушении "Газпромом" антимонопольного законодательства Европейского Союза, по итогам которого в апреле 2015 года ЕК выдвинула официальное Уведомление о претензиях (Statement of Objections). ЕК называет три возможных антиконкурентных практики, в которых подозревают российскую компанию: "Газпром", возможно, разделял газовые рынки, препятствуя свободному потоку газа через территорию государств-членов, возможно, препятствовал диверсификации поставок газа, а также мог устанавливать несправедливые цены для своих клиентов, привязывая цены на газ к ценам нефти". "Газпром" 28 сентября 2015 года направил в адрес ЕК письменный ответ на Уведомление о претензиях в рамках антимонопольного расследования его деятельности в странах Европейского Союза, в котором не признал себя виновным ни по одному из пунктов.