В связи с публикациями в средствах массовой информации, связанных с поступившим в адрес антимонопольного ведомства письмом ПАО "Транснефть", ФАС России опровергает приведенные там доводы.
По вопросу критики работы ФАС России в рамках разбирательства в отношении ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (ПАО "НМТП") напоминаем, что ведомство признало ПАО "НМТП" и его дочернее общество ООО "Приморский торговый порт" нарушившими антимонопольное законодательство в части установления и поддержания монопольно высоких цен на услуги по перевалке грузов.
Компаниям было выдано предписание о прекращении нарушения, а ПАО "НМТП" было также предписано перечислить в федеральный бюджет Российской Федерации незаконно полученный доход в размере порядка 9,8 млрд рублей. В случае несогласия с решением ФАС России у компании есть возможность оспорить его в суде.
Доводы о действиях ФАС России в интересах ПАО "НК "Роснефть" при разбирательстве по вопросу нормативных потерь при транспортировке нефти также не соответствуют действительности, так как это разбирательство было инициировано жалобой ПАО "НК "Роснефть", поданной в полном соответствии требованиям законодательства Российской Федерации. В ходе рассмотрения заявления, ФАС России запросила документы, сведения и пояснения как у Минэнерго с ПАО "Транснефть", так и непосредственно у самой ПАО "НК "Роснефть". Следует также отметить, что по итогам рассмотрения этого заявления ФАС России приняла решения об отказе в возбуждении дела о нарушении ПАО "Транснефть" Закона о защите конкуренции.
Также безосновательны утверждения о предвзятости ФАС России относительно проведенной закупки труб для магистральных трубопроводов компанией ПАО "Транснефть", извещение о которой было размещено 30 марта 2017 года. В письме ФАС России, направленном в компанию 24 апреля 2017 года, были приведены конкретные нарушения требований и документов, регламентирующих проведение закупок. Среди них:
- нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части выбора способа закупки;
- отсутствие точных сведений об объеме закупаемых труб для магистральных нефтепроводов, а также сведений о месте, условиях поставки товаров, что также нарушает положения ФЗ-223 и содержит признаки составов административных правонарушений;
- отсутствие в открытом доступе технических условий, установленных положениями документации, что не позволяет потенциальным участникам закупки сформировать техническое предложение;
- объединение заказчиков в один лот труб различной номенклатуры;
- также компанией нарушены принципы ФЗ-223.
На основании этого антимонопольное ведомство в письме к президенту ПАО "Транснефть" Н.П. Токареву просило пересмотреть условия проведения этой закупки и привести положения документации в соответствие с требованиями Закона о закупках и положением ПАО "Транснефть" о закупках.
Еще одним некорректным доводом, приведенном СМИ, стало утверждение об отказе ведомства от рассмотрения проекта закона "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов". ФАС России подробно изучила этот проект ФЗ и пришла к выводу о том, что положения, содержащиеся в нем, дублируют нормы, закрепленные в других федеральных законах, например, в Федеральном законе "О защите конкуренции", ФЗ "О естественных монополиях", ФЗ "Об электроэнергетике", а также разработанных в рамках этих федеральных законов актов Правительства Российской Федерации*.
По мнению ФАС России, действующая нормативно-правовая база, регулирующая сферу деятельности транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, является достаточной и не требует разработки специального федерального закона. Кроме этого необходимо отметить, что ПАО "Транснефть" не является субъектом законодательной инициативы.
Таким образом ФАС России полагает, что приведенная критика в адрес деятельности антимонопольного ведомства является неконструктивной и не обоснованной. Вместе с тем, ФАС России выражает свою готовность на взаимодействие и сотрудничество с ПАО "Транснефть" в целях дальнейшего совершенствования деятельности компании.