19 июня Комитет Государственной Думы по энергетике провел парламентские слушания на тему: "Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, руководители Министерства энергетики, Министерства строительства и ЖКХ, Министерства экономической политики, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы безопасности России, крупнейших энергетических компаний, отраслевых экспертных и общественных организаций. Модерировал слушания председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный.
Принятый осенью 2015 года закон направлен на усиление платежной дисциплины за все виды потребляемых ресурсов — электрическую и тепловую энергию, газ, воду и водоотведение. В нем содержатся финансовые санкции за нарушение дисциплины платежей и механизмы, направленные на предотвращение возникновения задолженности. Закон предусматривает пени и штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для всех категорий плательщиков, включая население. Во всех отраслях ресурсоснабжения законом вводится механизм предоставления обеспечения отплаты энергоресурсов, в качестве которого предусматриваются банковские гарантии и другие виды обеспечения, согласованные сторонами.
По мнению разработчиков закона и законодателей, вступление закона в силу и усиление платежной дисциплины должно было снизить прирост задолженности потребителей за энергоресурсы, положительно сказаться на надежности работы энергосетей, газо-, тепло- и водоснабжения.
По информации Минэнерго России, несмотря на реализацию мер нормативного и организационного характера, уровень задолженности на оптовом и розничных рынках электрической энергии продолжает оставаться достаточно значительным: на 1 июня 2017 года общая задолженность участников оптового рынка составила 63,4 млрд рублей. Рост задолженности на оптовом рынке электрической энергии и мощности с начала 2017 года составляет 2,9 млрд рублей. По состоянию на 21 мая 2017 года общая задолженность участников розничных рынков составила 264,14 млрд рублей, прирост составил 39,8 млрд рублей за период с января по май 2017 года. Из общей суммы в 264,14 млрд рублей на задолженность непромышленного сектора (большая часть которого относится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства) приходится почти половина данной суммы — 131,7 млрд рублей.
Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко, говоря о целевой модели рынка тепла, представил ряд принятых Минэнерго подзаконных актов и постановлений Правительства, сообщил, что ожидается еще два к принятию. Долгое принятие подзаконных актов замминистра объяснил "спецификой мировоззрения" и "стремлением облегчить жизнь тем, кто не платит за потребленный энергоресурс". По его словам, "проявление по максимуму гуманизма" привело к ухудшению платежной дисциплины, особенно среди организаций Министерства обороны. Среди проблемных потребителей В.Кравченко назвал — предприятия Минобороны и бюджетной сферы, причем не только по электроэнергии, но и по газу и теплу. В зоне риска неплатежей стабильно остаются Северный Кавказ и Сибирь.
Необходимо вводить уголовную и ужесточать административную ответственность при повторном незаконном подключению к сетям, считает замминистра и обещает к осени внести соответствующий законопроект.
Еще Минэнерго предлагает отключать потребителей-неплательщиков дистанционно. Главы субъектов Федерации должны представлять перечни предприятий, по которым должны предоставляться бюджетные гарантии.
В.Кравченко считает несправедливым, что контролирующие органы наказывают ресурсо-снабжающие организации за отключения, а не самих неплательщиков.
На что Павел Завальный возразил, что нужно разбираться в причинах неплатежей и росте стоимости электроэнергии. По его словам, "проблема не в том, что люди не хотят платить, а том, что в бюджете не был предусмотрен рост тарифа на электроэнергию".
Председатель НП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая сообщила, что из-за несвоевременного появления отраслевых подзаконных актов закон заработал с большим опозданием, выразила сомнения о целесообразности применения пеней к управляющим компаниям и малой вероятности отключения котелен.
Необходимо устранить нарушения, которые сейчас возможны из-за бесконечной передачи задолженности к каждому новому арендатору, а также разрешить назначать повышенные пени к бюджетникам, считает Н.Невмержицкая.
Председатель Наблюдательного совета Ассоциации "Совет производителей энергии" Александра Панина предложила всегда следить за дебиторской задолженностью. По её словам дебиторская задолженность на рынке составляет не 66 млрд рублей, а 86 млрд рублей. По её убеждению, проблемой №1 являются неплатежи Северного Кавказа. Качественного улучшения благодаря принятому закону так и не произошло, а пени, по её словам, "совершенно не напугали плохих неплательщиков и нерадивых контрагентов".
Председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская подняла вопросы платежей в ЖКХ, приветствуя прямые расчеты, заявила, что прямые договоры гражданам заключить по факту практически невозможно. У потребителя должен быть выбор, считает депутат.
В настоящее время, по словам Г.Хованской, более 100 дел ЖСК и ТСЖ находится в судах с наложением штрафов на общее имущество, что недопустимо. Соответствующие поправки о запрете готовит Галина Хованская и Павел Крашенинников.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова считает, что бессмысленно устанавливать пени для бюджетных организаций, так как "ни платить им нечем, ни гарантий им ни один банк выдать не может". По ее словам, "никто не торопится становиться инвестором" в региональных малых сетях, тендеры в этой области также приводят к обратному результату, так как выбирается самый дешевый и, как правило, неспособный выполнить обязательства подрядчик.
По её мнению, "если бы позволили отключать воду и канализацию, неплатежей вообще не было бы". Выступила с критикой отсутствия симметрии по отсутствию гарантирующих платежей. "Тариф должен быть реальным и экономически обоснованным", — резюмировала Е.Довлатова.
Представители регионов, объясняя причины неплатежей среди населения по газу и другим ресурсам, говорили об объективных причинах — кризисе и трудном экономическом положении граждан и бюджетных предприятий.
В ходе обсуждения участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству завершить работу по принятию нормативных правовых актов, утверждение которых необходимо для полноценной реализации норм № 307-ФЗ, а также ускорить внесение изменений в нормативно-правовые акты, позволяющие лишать статуса гарантирующего поставщика электрической энергии недобросовестные сбытовые организации, допускающие систематическое нарушение обязательств перед контрагентами.
В рекомендациях, подготовленных профильным Комитетом Госдумы по энергетике, указывается на необходимость ускорения подготовки ряда законопроектов, в частности: ко второму чтению — № 1180827-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения платежной дисциплины организациями, осуществляющими тепло- и водоснабжение потребителей); а также поправок к № 307-ФЗ, учитывающих специфику применения закона для предприятий ЖКХ в области теплоснабжения и горячего водоснабжения, для государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, обороны и государственной безопасности.