Кодекс "О недрах и недропользовании" содержит ряд ключевых новшеств, призванных улучшить инвестиционный климат, а также разрешить существовавшие проблемы отрасли, считают в министерстве энергетики.
Как отмечается, основными целями проекта Кодекса являются: совершенствование законодательства в сфере недропользования; улучшение инвестиционного климата; обеспечение восполнения минерально-сырьевой базы.
Кодекс содержит общую и особенную части. В общей части закреплены основополагающие положения законодательства о недрах, которые носят универсальный характер и не зависят от вида полезных ископаемых. В Особенной части раскрыты и детально урегулированы процедуры предоставления права недропользования, условий проведения операций по недропользованию по видам полезных ископаемых, особенности осуществления государственного контроля.
"Такой подход позволил предусмотреть особенности регулирования недропользования с учетом видов полезных ископаемых", — считают в ведомстве.
Также в министерстве отмечают, что документ содержит ряд ключевых новшеств, призванных улучшить инвестиционный климат, а также разрешить существовавшие проблемы отрасли. Эти новшества включают следующее:
- вся информация о недрах в госфондах становится общедоступной;
- открытой становится информация о недропользователях, условиях недропользования и конечных бенефициарах — лицах и государствах, прямо или косвенно контролирующих недропользователя;
- полезные ископаемые разделены на две основные группы: углеводороды (УВС) — нефть, газ, природный битум; твердые полезные ископаемые (ТПИ) — все полезные ископаемые в твердом виде, включая (гальку, песок, ПГС и т.п. — базовые строительные материалы)
- техногенные минеральные образования (ТМО) являются собственностью недропользователя на время действия лицензии на недропользование и переходят к государству после ее прекращения, если не вывезены с участка недр
- Лицензионный режим: геологическое изучение частными лицами, разведка и добыча ТПИ, использование пространства недр, старательство
- Контрактный режим: разведка и добыча углеводородов, добыча урана
Как отметили в министерстве, одной из ключевых проблем действующего закона о недрах является недостаточная прозрачность процедур выставления участков недр для целей предоставления права недропользования. У инвесторов нет понимания относительно того когда и в какие участки недр они могут инвестировать средства в разведку и добычу в среднесрочной перспективе.
"Для обеспечения прозрачности и предсказуемости государственной политики в части предоставления права недропользования в проекте Кодекса предусмотрено принятие Программы управления государственным фондом недр, в которой будут закреплены направления развития отрасли и перспективы по предоставлению участков для целей недропользования", — сказали в МЭ РК.
Для решения этих задач при подготовке проекта Кодекса принимаются меры по:
- упрощению доступа к контрактам на недропользование;
- внедрению международной системы стандартов отчетности по запасам;
- стимулирование инвестиций в геологоразведку;
- устранение излишних административных барьеров, сокращение процедур и сроков;
- устранение имеющихся пробелов в законодательстве, влекущих риски сторон контрактов на недропользование;
- четкое урегулирование переходных положений;
- обеспечение реализации Кодекса на подзаконном уровне.
Как рассказали в Минэнерго, с 26 сентября текущего года, то есть со дня внесения проекта Кодекса "О недрах и недропользовании" в мажилис парламента проведено 7 заседаний рабочих групп и одно выездное совещание в Атырау. В рамках заседаний рассмотрен ряд концептуальных предложений депутатов, которые направлены на заключение правительства.