ФАС России проводит постоянный мониторинг цен на нефтепродукты и держит ситуацию на контроле.
Ведомство отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.
На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.
Следует обратить внимание, что большое влияние оказывают налоги — составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.
Кроме того, Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, разработанный Минфином, установил неоднократное увеличение налоговых ставок акцизов на моторные топлива:
- с 1 января 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 678 рублей за тонну (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (8,4%);
- с 1 июля 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (7,7%).
Также этим законом предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годы:
- в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное топливо на 283 рубля за тонну (3,4%);
- в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 рублей за тонну (3,6%), на дизельное топливо на 294 рубля за тонну (3,4%).
Также за последние три года (2015-2017 гг.) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых: с 1 января 2015 года на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%), с 1 января 2016 года на 91 рубль за тонну (11,8%), с 1 января 2017 года на 62 рубль за тонну (7,2%). Аналогичное повышение произошло и в 2018 году.
По мнению ФАС России, факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются:
- сезонный спрос на нефтепродукты;
- динамика (рост) налоговой нагрузки;
- динамика (рост) мировых цен;
- рост отраслевых издержек;
- профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
- динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
- условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).
Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, предпринимают действия по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
По результатам проводимых проверок и в случае выявления наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России принимает меры антимонопольного реагирования.
Так, в период с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Также было рассмотрено три "волны" дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Лукойл", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ПАО АНК "Башнефть". Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд рублей.