ФАС России направила в адрес ОАО "Сургутнефтегаз" предостережение о недопущении действий, которые могут привести к нарушению пунктов 5 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Одним из основных принципов развития конкуренции и формирования цивилизованных рыночных условий на рынках нефтепродуктов является преимущественное удовлетворение спроса на внутреннем рынке Российской Федерации.
Этот принцип закреплен в соглашении от 8 июля 2011 года между Ростехнадзором, Росстандартом, ФАС России и ОАО "Сургутнефтегаз". Согласно соглашению ОАО "Сургутнефтегаз" в одностороннем порядке приняла на себя обязательства по реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, а также по производству светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема добытой нефти и их поставку на внутренний рынок Российской Федерации.
По итогам мониторинга исполнения соглашения ФАС России установила, что доля объема производства и реализации ОАО "Сургутнефтегаз" светлых нефтепродуктов от объема добытой нефти составила 16%. Следовательно, ОАО "Сургутнефтегаз" не исполняет принятые на себя обязательства по соглашению.
По данным АО "СПбМТСБ", в феврале 2018 года по сравнению к январю 2018 года ОАО "Сургутнефтегаз" снизило объемы реализации автомобильных бензинов на биржевых торгах на 13%. В тоже самое время по результатам анализа сведений, опубликованных в информационно-аналитических агентствах, ОАО "Сургутнефтегаз" провело тендер по реализации автомобильных бензинов класса Евро-5 производства ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез" на экспорт в апреле-июне 2018 года с правом приобретения от 90 до 160 тыс. тонн в месяц для поставки на базисе Fob порт Усть-Луги.
Следует отметить, что период исполнения экспортного контракта характеризуется повышенным спросом на нефтепродукты из-за проведения посевных работ и одновременным снижением объема их производства в результате плановых ремонтов НПЗ.
Динамика отгрузки (реализации) товара на экспорт и на внутренний рынок Российской Федерации оказывает существенное влияние на баланс спроса и предложения, а также на формирование цен на нефтепродукты в биржевом и внебиржевом сегментах рынка.
По мнению ФАС России, реализация ОАО "Сургутнефтегаз" автомобильных бензинов на экспорт при одновременном неудовлетворении спроса на товар на внутреннем рынке Российской Федерации может привести к созданию дискриминационных условий, при которых хозяйствующие субъекты-резиденты поставлены в неравное положение по сравнению с нерезидентами, а также к необоснованному отказу либо уклонению от заключения договора поставки, в том числе на организованных торгах, а также к созданию дисбаланса спроса и предложения и увеличению цены товара на внутреннем рынке Российской Федерации.