В марте 2018 года нефтяные компании ОАО "ТАИФ НК" и АО "ФортеИнвест" увеличили поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на экспорт, при одновременном сокращении поставок на внутренний рынок Российской Федерации. Это привело к ограничению предложения объемов товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара.
Такие действия противоречат четырехстороннему Соглашению, которое было заключено в 2011 году между нефтяными компаниями, ФАС России, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
По итогам мониторинга за 2017 год поставка светлых нефтепродуктов на внутренний рынок со стороны ОАО "ТАИФ НК" и АО "ФортеИнвест" сократилось до 12% и 4% от объема производства соответственно.
В случае невыполнения положений Соглашения, ФАС России может принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Санкцией за такое нарушение может стать изъятие необоснованно полученного дохода.
Кроме этого, структура биржевых продаж ОАО "Сургутнефтегаз" привлекла внимание ведомства.
В частности, в период с 28 марта по 3 апреля 2018 года биржевая торговля ОАО "Сургутнефтегаз" осуществлялось неравномерно и преимущественно крупными сделками. При этом, сделки заключались в период менее 1 (одной) секунды по цене ниже цен, сложившихся на биржевых торгах.
Таким образом, эти действия ОАО "Сургутнефтегаз" привели к созданию искусственного дефицита на базисе поставки и резкому росту цены на автомобильный бензин. В результате, в марте 2018 года рост биржевого индекса на базисе поставки ООО "КИНЕФ" составил 6%.
По мнению ФАС России, подобные действия ОАО "Сургутнефтегаз" могут быть следствием согласованных действий (ст. 11 и ст. 11.1 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, ФАС России призывает компании устранить эти факты и в целях исправления ситуации привести биржевую торговлю в соответствие с нормами четырехстороннего Соглашения и российского законодательства.