Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила авиаперевозчикам покупать топливо через биржевые торги, чтобы снизить затраты и застраховать себя от волатильности нефтяных котировок. Об этом сообщил журналистам замглавы ведомства Анатолий Голомолзин в кулуарах Российской энергетической недели.
"Сейчас у нас совместное с авиакомпаниями решение такое, чтобы они активнее участвовали в биржевых торгах", — сказал Голомолзин, добавив, что в настоящее время только 10% авиатоплива перевозчики или их брокеры покупают на торгах.
По словам Голомолзина, рост стоимости авиабилетов связан с формулой ценообразования: компании покупают топливо у нефтяников по прямым договорам, в которых формула цены привязана к котировкам ценовых агентств. "А котировки внутреннего рынка, биржевые, они более благоприятны. Если бы в этом году цены на топливо были привязаны к внутренним котировкам, то компании были бы более защищены от рисков волатильности", — пояснил он.
"Договорились о том, что в течение предстоящих двух-трех месяцев авиакомпании начнут активно работать в том числе в этом сегменте рынка, и дальше обсуждаем вопросы в том числе участия компаний в торговле производных инструментов, в частности, речь идет о возможности фьючерса на керосин в балансовом пункте МАУ [Московский авиаузел]. И, соответственно, создание инструмента для компаний, для хеджирования рисков, ценовых колебаний цен на топливо", — сказал он.
По словам замглавы ФАС, затраты на авиакеросин в расходах авиакомпаний составляют примерно 25%, и это только второй фактор, влияющий на цену билета. "На первом месте находятся расходы, связанные с лизингом воздушных судов. И эта доля за последние годы выросла существенно — примерно с 15% до 27%", — отметил представитель антимонопольной службы.
По его словам, биржевая инфраструктура для торгов авиатопливом готова. "Есть необходимость только скорректировать некоторые параметры в совместном приказе с Минэнерго: чтобы на балансовом пункте торговали не только на НПЗ, а непосредственно с нефтебаз, которые находятся в аэропортах. Вот масштабы таких торгов сейчас очень незначительны. Их нужно развивать, и авиакомпании это понимают", — пояснил он.
"Речь идет не об увеличении доли закупок на бирже, а о том, чтобы засчитывать объемы, которые на МАУ. Сейчас считаются объемы, проданные на НПЗ. А мы будем засчитывать те, которые будут проданы на балансовом пункте", — добавил он. Московский авиаузел — это 70% всего пассажирооборота страны, отметил Голомолзин.