Комитет по энергетике Государственной Думы провел Парламентские слушания, по итогам которых будут подготовлены рекомендации в адрес регулирующих органов и заинтересованных участников рынка.
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный заявил, что резкий рост цен на горюче-смазочные материалы — это один из социально дестабилизирующих факторов, он оказывает негативное влияние на экономику страны, дает толчок к увеличению цен на все виды товаров и услуг, ведет к допрасходам бюджета на финансирование здравоохранения, образования, субсидирование транспортных перевозок.
Кроме того, он субъективно воспринимается как социальная несправедливость. При этом специалисты понимают, что цены на ГСМ на внутреннем рынке не зависят напрямую от мировых цен на нефть, их формирует сложившаяся система затрат, в том числе налогообложение отрасли и другие факторы.
Павел Завальный обратил внимание участников слушаний на то, что стоит воздержаться от предложения простых решений из серии "давайте введем госрегулирование цен на топливо и просто запретим им расти".
"Мы с вами хорошо знаем, к чему ведет такой шаг — к дефициту, спекуляциям и росту контрафакта. Поэтому идти по такому пути нельзя ни в коем случае, и такие заявления, на мой взгляд, просто популизм", — заявил депутат.
Он считает, что нужно сохранить действующий рыночный порядок формирования цен на топливо и корректировать таможенную и налоговую политику, как в отношении собственно ценообразования, так и в отношении нефтеперерабатывающей отрасли в целом.
Заместитель Министра энергетики Павел Сорокин подчеркнул, что целевая задача в части регулирования цен на ГСМ — удержание роста на них в пределах инфляции. В первой половине 2018 года эту задачу решать не удавалось. Среди факторов, повлиявших на ситуацию, — рост налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра на фоне значительного роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и ощутимого снижения курса рубля.
Замминистра обрисовал сложившуюся ситуацию, обратил внимание собравшихся на то, что нет никаких оснований обвинять нефтегазовые компании, поставляющие автомобильное топливо, в алчности — ситуация, заставившая их повышать цены, была рыночной, объективной и потребовала мер немедленного реагирования со стороны Правительства. Было принято решение о снижении с 1 июня до конца года налоговых ставок акциза на автомобильный бензин и дизтопливо. Нефтяные компании взяли на себя обязательства по стабилизации цен и обеспечению оптовых поставок топлива на внутренний рынок в достаточном объеме и по приемлемым ценам.
Сейчас Правительство работает над тем, чтобы, не уходя от рыночных методов, добиться удержания цен на ГСМ в приемлемых рамках.
С 2019 года будет введен компенсационный механизм в виде обратного акциза на нефть. Он должен нивелировать повышение акциза на нефтепродукты и не допустить резкого роста экспорта нефти из‑за продолжения налогового маневра и планируемого снижения экспортных пошлин на нее.
Также ведется разработка механизмов, которые побудили бы нефтегазовые компании продавать больше нефти на бирже для поставок на внутренний рынок. Об этом рассказал директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Правительством прорабатывается законопроект, предполагающий выдачу лицензии на экспорт нефтепродуктов всем производителям с условием обязательных поставок определенных объемов топлива на внутренний рынок. Кроме того, государство будет субсидировать производителей топлива, чтобы помочь им платить возрастающие акцизы. Поэтому ожидать, что акцизы подтолкнут цены к ускоренному росту, неправильно.
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный заявил, что резкий рост цен на горюче-смазочные материалы — это один из социально дестабилизирующих факторов, он оказывает негативное влияние на экономику страны, дает толчок к увеличению цен на все виды товаров и услуг, ведет к допрасходам бюджета на финансирование здравоохранения, образования, субсидирование транспортных перевозок.
Кроме того, он субъективно воспринимается как социальная несправедливость. При этом специалисты понимают, что цены на ГСМ на внутреннем рынке не зависят напрямую от мировых цен на нефть, их формирует сложившаяся система затрат, в том числе налогообложение отрасли и другие факторы.
Павел Завальный обратил внимание участников слушаний на то, что стоит воздержаться от предложения простых решений из серии "давайте введем госрегулирование цен на топливо и просто запретим им расти".
"Мы с вами хорошо знаем, к чему ведет такой шаг — к дефициту, спекуляциям и росту контрафакта. Поэтому идти по такому пути нельзя ни в коем случае, и такие заявления, на мой взгляд, просто популизм", — заявил депутат.
Он считает, что нужно сохранить действующий рыночный порядок формирования цен на топливо и корректировать таможенную и налоговую политику, как в отношении собственно ценообразования, так и в отношении нефтеперерабатывающей отрасли в целом.
Заместитель Министра энергетики Павел Сорокин подчеркнул, что целевая задача в части регулирования цен на ГСМ — удержание роста на них в пределах инфляции. В первой половине 2018 года эту задачу решать не удавалось. Среди факторов, повлиявших на ситуацию, — рост налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра на фоне значительного роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и ощутимого снижения курса рубля.
Замминистра обрисовал сложившуюся ситуацию, обратил внимание собравшихся на то, что нет никаких оснований обвинять нефтегазовые компании, поставляющие автомобильное топливо, в алчности — ситуация, заставившая их повышать цены, была рыночной, объективной и потребовала мер немедленного реагирования со стороны Правительства. Было принято решение о снижении с 1 июня до конца года налоговых ставок акциза на автомобильный бензин и дизтопливо. Нефтяные компании взяли на себя обязательства по стабилизации цен и обеспечению оптовых поставок топлива на внутренний рынок в достаточном объеме и по приемлемым ценам.
Сейчас Правительство работает над тем, чтобы, не уходя от рыночных методов, добиться удержания цен на ГСМ в приемлемых рамках.
С 2019 года будет введен компенсационный механизм в виде обратного акциза на нефть. Он должен нивелировать повышение акциза на нефтепродукты и не допустить резкого роста экспорта нефти из-за продолжения налогового маневра и планируемого снижения экспортных пошлин на нее.
Также ведется разработка механизмов, которые побудили бы нефтегазовые компании продавать больше нефти на бирже для поставок на внутренний рынок. Об этом рассказал директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Правительством прорабатывается законопроект, предполагающий выдачу лицензии на экспорт нефтепродуктов всем производителям с условием обязательных поставок определенных объемов топлива на внутренний рынок. Кроме того, государство будет субсидировать производителей топлива, чтобы помочь им платить возрастающие акцизы. Поэтому ожидать, что акцизы подтолкнут цены к ускоренному росту, неправильно.