Весной 2018 года Правительством Российской Федерации была утверждена "дорожная карта" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет".
В рамках этого документа разрабатывается модель правовых отношений, реализующая инновационный потенциал цифровой трансформации энергетики, которая состоит из системы экономических и технологических стимулов — модель активных энергетических комплексов (АЭК).
Целью таких изменений является обеспечение снижения затрат на оплату электроэнергии промышленными потребителями и реализации высокого потенциала цифровых технологий при соблюдении необходимого уровня надежности и безопасности функционирования всей энергосистемы.
Эта тема стала ключевой на Экспертном совете Комитета Государственной Думы по энергетике, где обсуждался вопрос правового статуса функционирования активных энергетических комплексов. От антимонопольного ведомства участие принимал начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.
В представленной концепции отмечается, что отношения между участниками АЭК основываются на принципах свободного ценообразования и не являются предметом тарифного регулирования.
Дмитрий Васильев высказал позицию ФАС относительно представленной концепции.
"Реализация плана "Энерджинет" по направлению активных энергетических комплексов связана с выработкой технологических требований к АЭК, особенностей их участия в рамках Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем", — сообщил он.
Представитель ФАС отметил, что рассматривать новую концепцию АЭК необходимо не только с учетом всех её деталей, но и непосредственно во взаимосвязи с целевой моделью розничных рынков, которая должна носить устойчивый и долгосрочных характер.
"В рамках целевой модели АЭКи могут являться не только площадками для внедрения новейших цифровых технологий и механизмов управления энергосистемами, но и стать реальными игроками на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в каком-то смысле, конкурирующими за потребителя, создавая тем самым дополнительные стимулы к повышению эффективности функционирования крупных субъектов электроэнергетики", — заключил Дмитрий Васильев.