Правительство по итогам совещания 21 марта решило сохранить действие соглашения, регулирующего цены на топливо в опте и рознице, заключенного с нефтяниками до 31 марта, еще на три месяца. На смену соглашению должен прийти новый механизм, гарантирующий снабжение внутреннего рынка бензином и дизелем, в виде лицензирования экспорта. С компаниями новые меры еще предстоит обсудить, но их потери от текущей конъюнктуры на рынке власти обещали уменьшить.
За девять дней до окончания действующего соглашения, которое было заключено между правительством и 10 нефтяными компаниями в ноябре 2018 года, власти, наконец, нашли способ, как регулировать рынок топлива после 31 марта.
Как сообщил журналистам по итогам совещания в Белом доме вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий ТЭК, было решено продлить действие договоренностей с нефтяниками еще на три месяца. За это время планируется подготовить законопроект, который будет устанавливать обязательства по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок для экспортеров.
"Принято решение двигаться в этом направлении, подготовить соответствующий закон, который будет регулировать и устанавливать лицензирование экспорта", — сказал Козак. По его словам, механизм будет мягким, "не ограничивающим объемы экспорта".
С нефтяниками, говорит Козак, идея лицензирования обсуждалась еще осенью и "все компании эту меру поддерживают". Однако для того, чтобы "выровнять их участие в снабжении внутреннего рынка" через лицензирование, потребуется время, уточнил вице-премьер. Хотя проще всего сделать это по историческому принципу, исходя, например, из уровней в 2018 году, рассуждал он. В дальнейшем, полагает Козак, "эти квазилицензии должны заменить соглашения с точки зрения объемов поставки нефтепродуктов", заключил он.
Отсрочка на три месяца нужна еще и для того, чтобы согласовать новые правила с соседями по таможенному союзу. "Что касается лицензирования регулирования экспорта, то это решение мы не можем принять самостоятельно. Это нужно принимать в рамках ЕАЭС. Это займет какое-то время, нам необходимо будет убедить наших партнеров по ЕАЭС", — пояснил Козак.
Не все параметры текущего соглашения будут сохранены до конца июня, добавил Козак. Так, правительство готово уменьшить требование по обязательному увеличению поставок топлива на внутренний рынок на 3% к уровню 2017 года. Откладывается на неопределенный срок и утверждение новых, повышенных нормативов по продаже топлива через биржевые торги.
Однако основная уступка властей — готовность скорректировать формулу демпфирующего механизма, из-за которой в том числе нефтяники с начала года терпят убытки. Изначально демпфер был придуман для компенсации нефтяникам разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо. Однако сейчас из-за низкой экспортной альтернативы они вынуждены доплачивать в бюджет.
По словам Козака, с учетом опыта механизм было решено уточнить, "сделать его более справедливым". Так, цена отсечения по бензину, используемая в формуле демпфера, будет снижена с 56 тыс. до 51 тыс. рублей на тонну. По дизельному топливу формула также будет скорректирована. Козак также пообещал избежать применения заградительных пошлин, если экспортная альтернатива снова станет высокой.
Потери нефтяникам несли и зафиксированные в соглашении цены для мелкого опта. Однако их было решено сохранить, уточнил вице-премьер. "Цены, которые есть в этих соглашениях, они остаются в тех же параметрах", — сказал он. Это нужно для того, чтобы цены в рознице до конца года могли меняться только в пределах инфляции, то есть не более чем на 0,4% в месяц.
На следующей неделе, пообещал Козак, итоги совещания он обсудит с нефтяниками. Вице-премьер напомнил, что на случай массового нарушения условий соглашения правительство сохраняет за собой право применить заградительные пошлины на экспорт в любой момент.