Об этом заместитель руководителя ФАС России рассказал в рамках Национального Нефтегазового форума — 2019.
Он сообщил, что цены на топливо и вопросы фискальной политики тесно переплетаются. От уровня прозрачности и конкурентности ценообразования зависит адекватность исчисления налогооблагаемой базы и, соответственно, доходы бюджетов всех уровней. В свою очередь, уровень и динамика налогов влияют на уровни и динамику цен на топливо. Налоги имеют существенное регулирующее воздействие на цены и на устойчивость ситуации на рынках.
"В стране созданы надежные индикаторы цен на рынках нефти и нефтепродуктов: биржевые котировки, индексы внебиржевых цен и индикаторы цен сопоставимых зарубежных рынков. Эти индикаторы имеют значение не только для повышения прозрачности ценообразования, они также важны для фискальной политики. Неслучайно поэтому учредителями Биржевого комитета, в рамках которого и идет развитие новых институтов ценообразования, во исполнение поручения Президента РФ стали три регулятора: Банк России, ФАС России и ФНС России", — рассказал замглавы антимонопольного ведомства.
Анализируя ситуацию с ценами на рынке нефтепродуктов, он отметил, что с 2012 г. цены на топливо выросли примерно в 1,5 раза, а налоговая составляющая в цене каждого проданного в стране литра бензина или дизельного топлива выросла примерно в 2 раза.
"Темпы роста капитальных и текущих расходов компаний существенным образом отставали от роста цен, а основным влияющим фактором оказалось повышение налоговой нагрузки. Кроме того, налоги могут иметь и стимулирующий или, наоборот, дестимулирующий характер. В частности, дифференцированные акцизы, уровень которых был выше для низкокачественного топлива и ниже для высококачественного, поспособствовали модернизировали нефтепереработки. За несколько лет нефтяники вложили в нефтепереработку триллион рублей и перешли на использование топлива самого высокого 5 класса, а потребители этого не заметили, поскольку цены на нефтепродукты менялись с темпами инфляции", — разъяснил Анатолий Голомолзин.
Комментируя вопросы, связанные с налоговым маневром, замглавы ФАС отметил, что они имеют большое значение для рынка нефти и нефтепродуктов.
"Это долгосрочная программа. Речь идет о поэтапной отмене таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также соразмерном росте НДПИ.
Происходит это в условиях снижения регуляторного воздействия механизма установления пошлин в зависимости от конъюнктуры мировых рынков и с учетом "отвязки" динамика курса рубля от цен на нефть на мировых рынках.
"С 2012 по 22017 год включительно гибкие механизмы установления пошли и НДПИ с учетом плавающего курса рубля позволяли при волатильности оптовых цен в определенных пределах поддерживать динамику розничных цен близкую к темпам инфляции, несмотря на кардинальные изменения в динамику и уровне мировых цен. 2018 год показал, что регулирующие механизмы перестают работать надлежащим образом. Поэтому цели и задачи состоят в том, чтобы изменить систему налогового регулирования, когда в дополнение к гибким механизмам установления НДПИ и на смену гибким механизмом установления пошлин, должны приходить механизмы гибкого установления акцизов", — считает заместитель Руководителя ФАС России.
"В этой части мы еще пока окончательно своих целей не достигли. И, если не так давно мы стимулировали выпуск бензинов, например, применяя специальные стимулирующие меры в виде дифференцированных акцизов, то сейчас оказалось, что вследствие реализации механизмов налогового маневра становится невыгодным производить бензины. Такая ситуация сложилась в первом квартале 2019 года. В Правительстве продолжается работа по донастройке механизмов завершения налогового маневра", — резюмировал Анатолий Голомолзин.