ФАС России в преддверии летнего сезона с его высоким спросом дала поручение территориальным органам Дальневосточного федерального округа, а также Красноярского края, Республики Бурятия, Иркутской области усилить контроль в сфере авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
В центре внимания антимонопольного органа в том числе стоимости авиатоплива и услуг операторов топливо — заправочных комплексов (ТЗК), обеспечения недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, работы с обращениями граждан и хозяйствующих субъектов.
"За последние 10 лет существенным образом изменилась ситуация на рынке авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Из логистики поставок авиатоплива были устранены непроизводственные посредники, действия которых приводили к необоснованному росту цены на авиатопливо. Результатом действий ФАС России по развитию конкуренции, а также по пресечению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, является формирование благоприятных условий деятельности на рынке авиаперевозок. Перевозчики получили возможность выбора поставщика авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению", — рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
"Ключевое значение в деятельности антимонопольных органов также имеет деятельность по адвокатированию конкуренции с применением различных мер, направленных на развитие рынков и рыночных механизмов. Таким механизмом является развитие биржевой торговли авиационным керосином, инфраструктура которой сложилась в последние годы", — добавил он.
Он отметил, что там, где нет условий для конкуренции, установлены требования по недискриминационному доступу к услугам аэропортов, в том числе топливозаправочных компаний. При отсутствии конкуренции осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги операторов аэропортов, в частности, услуги по заправке авиатопливом и хранению авиатоплива — сфера, в которой высоки риски дискриминационного поведения участников рынка.
ФАС России принимает меры антимонопольного регулирования в отношении лиц, нарушающих конкурентное законодательство как по результатам рассмотрения жалоб и обращений, так и по инициативе ведомства.
Так, ФАС России и его территориальными органами были возбуждены и рассматривались дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении поставщиков авиатоплива и операторов аэропортов как европейской части нашей страны, так и регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, в том числе, Красноярского края, Хабаровска, Петропавловск-Камчатского, Иркутска, Забайкальского края. Нарушения выявлялись в действиях поставщиков авиатоплива, операторов ТЗК по установлению цен на авиатопливо, обеспечению доступа к услугам по хранению авиатоплива и заправке воздушных судов, препятствованию доступу на рынок альтернативным операторам.
Эта работа продолжается и сегодня. Так, в настоящее время Сахалинским УФАС России возбуждено дело в отношении оператора ТЗК аэропорта г. Южно-Курильска по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на авиакеросин.
"Развитие регионального и местного воздушного сообщения, устранение барьеров доступа на рынки услуг в этой сфере является приоритетной задачей антимонопольных органов, действия хозяйствующих субъектов на рынках услуг в региональных аэропортах — объектом пристального контроля", — заключил замглавы ФАС.