Апелляционный суд округа Колумбии (США) поддержал позицию суда первой инстанции, санкционировавшего признание и приведение в исполнение арбитражного решения по спору вокруг Кременчугского НПЗ в пользу российской "Татнефти".
"Татнефть" инициировала разбирательство в международном арбитраже в 2008 году, заявив о потере доли в Кременчугском НПЗ в нарушение Двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций между Россией и Украиной. Окончательное решение о выплате компенсации в пользу российской компании было вынесено в 2014 году, однако оно до сих пор остается неисполненным.
Власти Украины пытались оспорить решение арбитража, но Апелляционный суд Парижа в конце ноября 2016 года отклонил соответствующее ходатайство, и спор дошел до Кассационного суда Франции.
С заявлением о признании и исполнении арбитражного решения в США российская компания обратилась в конце марта 2017 года. По оценкам "Татнефти", с учетом процентов сумма задолженности достигла 144 миллионов долларов.
В марте 2018 года Федеральный суд округа Колумбия оставил без удовлетворения ходатайство украинской стороны об отклонении заявления "Татнефти", и власти Украины обжаловали это решение в апелляционной инстанции.
На всех стадиях разбирательства в Соединенных Штатах украинская сторона утверждала, что обладает иммунитетом, несмотря на подписание Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, и что заявление "Татнефти" о признании арбитражного решения может быть рассмотрено американским судом лишь в исключительном случае, в соответствии с оговоркой к Закону США о суверенном иммунитете иностранных государств (FSIA).
В апелляции украинские власти заявили, что случай с "Татнефтью" не является исключительным в трактовке FSIA, поскольку российская компания не является в полном смысле частной стороной по арбитражному соглашению, поскольку якобы контролируется властями Татарстана. Соответственно, по мнению Украины, не выполняется основное условие исключительности по FSIA, и решение Федерального суда округа Колумбия на этом основании должно быть пересмотрено.