Люксембургский суд в связи с нарушением принципа энергетической солидарности между государствами-членами союза аннулировал решение Еврокомиссии, позволившее российскому "Газпрому" участвовать в торгах на распределение дополнительных 40% мощностей газопровода OPAL.
Газопровод OPAL, сухопутный отвод газопровода Nord Stream, тянущийся из немецкого города Любмин в чешский город Брандов, был введен в эксплуатацию в июле 2011 года и имеет пропускную способность около 36,5 млрд кубометров газа в год.
Надзор за его пользованием осуществляет Федеральное агентство сетей Германии. В соответствии с решением Еврокомиссии, принятым в 2009 году, и решением Федерального агентства сетей Германии от того же года "Газпром" получил возможность зарезервировать до 50% мощностей газопровода.
Оставшиеся 50% мощностей никогда не использовались, однако в октябре 2016 года Еврокомиссия удовлетворила заявку германского агентства касательно выставления этих мощностей на торги, в которых на конкурсной основе имеет право принимать участие и российская компания, что де-факто позволит "Газпрому" использовать до 90% транспортных мощностей трубопровода, отмечалось в документе.
Таким образом, OPAL был выведен из-под действия Третьего энергопакета ЕС — совокупности директив и регламентов, благодаря которым осуществляется антимонопольное регулирование поставщиков газа и электричества благодаря установленному порядку доступа к газопроводу третьими сторонами.
Власти Польши наряду с нефтегазовыми компаниями PGNiG Supply & Trading GmbH, Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo S.A. обратились в суд ЕС с заявлением об аннулировании решения Еврокомиссии и требованием наложить обеспечительные меры до вынесения постановлений о его законности, опасаясь, что большая часть выставленных на продажу мощностей окажется у "Газпрома", что, в свою очередь, должно было якобы оказать негативное влияние на доходы Варшавы от транзита российского газа. Помимо Суда ЕС PGNiG также обратилась в Высший земельный суд Дюссельдорфа.
В декабре 2017 года и в марте 2018 года Суд ЕС отклонил обращения польских компаний, которые, впрочем, подали апелляции на эти решения.
В июле 2018 года Люксембургский суд вновь отклонил заявление Польши, подготовившей собственное обоснование применения Третьего энергопакета ЕС, отметив при этом, что заявители "не смогли доказать, что вред, причиненный в результате оспариваемого решения, будет серьезным и непоправимым" и оставил решение в силе до вынесения постановлений о его законности.
Люксембургский суд напомнил, что регулирующие органы Европейского Союза при реализации политики в области энергетики обязаны проводить процедуру оценки своих решений на предмет их влияния на всех государств-членов, соблюдая таким образом компромисс интересов в смысле так называемого принципа энергетической солидарности.
Принимая во внимание, что учет соответствующего принципа не отражен в решении Еврокомиссии от октября 2016 года, Суд ЕС пришел к заключению, что требуемая процедура оценки не была должным образом проведена.
Таким образом, решение об увеличении пропускной способности трубопровода OPAL для повышения эффективности его использования было принято исключительно исходя из интересов ЕС в целом и без учета последствий для Варшавы, указывается в документе.
В этих обстоятельствах Люксембургский отменил решение Еврокомиссии от октября 2016 года, поскольку оно было принято в нарушение принципа энергетической солидарности.