Анализ выявил нормативные и управленческие проблемы, которые сдерживают развитие минерально-сырьевой базы страны. В первую очередь — это несовершенство нормативно-правовой базы. Об этом говорится в Отчете Счетной палаты РФ о результатах экспертно- аналитического мероприятия "Анализ воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2015-2019 годах".
Существующая регуляторная основа развития отрасли не отвечает современным требованиям. Не принят ряд приоритетных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности недропользования, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр. Не в полной мере регламентированы вопросы лицензирования, оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и их классификации. Другая проблема — слабый приток частных инвестиций в геологическое изучение недр, особенно на ранних стадиях. Инвесторов останавливает отсутствие эффективных экономических стимулов и чрезмерно длительный процесс получения разрешительной документации на геологическое изучение недр — от 180 до 300 дней.
Еще один сдерживающий фактор — недостаточная доступность геологической информации.
Значительная часть геологических отчетов, созданных в период СССР, остается засекреченной при том, что их тематика в настоящее время открыта. Кроме того, материалы исследований, проведенных до 2000 года, хранятся в основном на бумажных носителях и требуют перевода в электронный вид.
В то же время, несмотря на проблемы, в целом объем финансирования геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на протяжении последних лет растет. В 2015-2019 годах он составил 1,8 трлн рублей, увеличившись за этот период в 1,2 раза. Причем 90% финансирования — средства недропользователей. Однако вкладываются они преимущественно в разведку месторождений в районах с наибольшей концентрацией и доступностью запасов. Риски ранних стадий геологоразведки берет на себя федеральный бюджет. В результате по 197 из 228 разведанным твердым полезным ископаемым поиск и оценка запасов вообще не проводится. Это касается и стратегических видов, потребность в которых Россия в значительной мере удовлетворяет за счет импортных поставок.
На этом фоне ежегодно растет объем неисполненных бюджетных назначений, предусмотренных на воспроизводство минерально-сырьевой базы. С 2015 года они увеличились в 17 раз и на 1 января 2020 года составили 5,1 млрд рублей.
При всем богатстве и многообразии минерально-сырьевая база России в ее нынешнем состоянии имеет риски стагнации и не может служить драйвером экономического роста. Потенциал "поискового задела" для наращивания минерально-сырьевой базы ограничен из-за недостаточной геологической изученности недр. Сегодня среднемасштабным картированием охвачено только 24,1% территории страны. Для дальнейшего развития геологической отрасли не хватает передовых технологий, инвестиционной привлекательности, современного нормативного регулирования, цифровизации и открытости геологической информации.
Предложения Счетной палаты:
- усовершенствовать нормативно-правовую базу;
- снять гриф секретности с геологических отчетов, тематика по которым в настоящее время является открытой;
- включить в состав нацпроекта "Цифровая экономика" мероприятия по переводу в электронный вид накопленного массива геологических исследований;
- рассмотреть возможность разработки целевого проекта в области геологического изучения и рационального недропользования.