Счетная палата проверила исполнение бюджета за 2019 год в Министерстве природных ресурсов и экологии, подконтрольных ему Рослесхозе и Росводресурсах, а также в Ростехнадзоре.
Проверка в Минприроды выявила нарушения и недостатки при ведении бухгалтерского учета и формировании бюджетной отчетности.
"Из-за недостатков в организации бухгалтерского учета Министерства ряд значимых фактов был отражен в учетных регистрах с нарушениями. Это привело к существенным искажениям финансовой отчетности. Общая сумма фактов хозяйственной деятельности 2019 года, отраженных с нарушениями, составила 118,2 млн рублей", — сообщил на Коллегии аудитор Михаил Мень.
Кроме того, Минприроды недостаточно эффективно реализует государственные и федеральные целевые программы. Уровень кассового исполнения и степени достижения установленных значений показателей за год сократился. Среди аутсайдеров — ФЦП "Охрана озера Байкал". Степень достижения показателей составила в 2019 году всего 44,4% — это самый низкий результат среди всех программ Минприроды. По кассовому исполнению программа тоже оказалась на последнем месте — 59,3%. Низкая степень достижения показателей также по ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" — 58,3%.
Низкое кассовое исполнение — это бич всех проектов Минприроды, включая национальный.
"Несмотря на высокую степень достижения показателей нацпроекта "Экология" (94,6%), исполнение по расходам составило лишь 66,3%. Это самое низкое кассовое исполнение среди всех нацпроектов. Исполнение расходов Минприроды по мероприятиям нацпроекта составило менее 40%. При этом согласно отчету достигнуты плановые значения практически по всем показателям. Эта ситуация требует более детального рассмотрения", — считает Михаил Мень.
Рослесхоз допустил в прошлом году нарушений и недостатков на 2,22 млрд рублей.
Большая часть — 2,21 млрд рублей — это задолженность по плате за использование лесов в федеральный бюджет. 4,5 млн рублей — нарушения в части расходов субвенций из федерального бюджета. Например, Агентство предоставило Республике Алтай из нераспределенного резерва субвенции на 1,4 млн рублей без предоставления надлежащего перечня документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств.
"Минприроды Ставропольского края в отсутствие контроля со стороны Агентства направило 3,1 млн рублей из предоставленных на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесу субвенций нераспределенного резерва на ремонт и содержание помещений и автотранспорта, услуги связи, хозтовары и другие нужды. Это имеет признаки нецелевого использования бюджетных средств", — привел еще один пример нарушений аудитор.
У подведомственных Рослесхозу учреждений отмечены факты нарушения законодательства о контрактной системе.
"Так, в предмет закупки на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию включены услуги, технически и функционально не связанные с предметом закупки. По указанным фактам направлено обращение в ФАС России", — пояснил Михаил Мень.
Кроме того, выявлены нарушения Рослесхозом законодательства при использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Нарушения в сфере закупок также были выявлены в 2019 году в Ростехнадзоре.
Служба не направила исполнителю контракта требования об уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением условий. Всего Счетная палата выявила девять нарушений в Ростехнадзоре, в том числе Правил осуществления внутреннего финансового контроля и аудита. Так, в плане внутреннего финансового аудита на 2019 год по всем аудиторским проверкам этого года нет значения оценки бюджетного риска.
"По сравнению с 2018 годом оценка качества управления государственными финансами, определяемая в соответствии с методикой Счетной палаты, снизилась на 1,5 балла и составила 38,5 баллов. Основные факторы, повлиявшие на снижение уровня оценки качества, — отклонение фактических поступлений доходов федерального бюджета в отчетном периоде от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета и недостаточная эффективность внутреннего финансового аудита", — рассказал Михаил Мень.
Сумма нарушений Росводресурсов в 2019 году составила 18,4 млн рублей.
На эту сумму Агентство возместило Приморскому краю затраты без должной проверки подтверждающих произведенные расходы документов. Кроме того, Росводресурсы не утвердили проектно-сметную документацию по трем проектам ликвидации последствий паводка в Иркутской области 2019 года, выполняемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (от 3 июля 2019 г. № 316). Это создает риски неисполнения в установленные сроки работ по обеспечению безопасности населения.
"Мы отмечаем, что объем невыполненных работ в 2019 году в рамках федеральной адресной инвестиционной программы по целевым программам "Развитие водохозяйственного комплекса" и "Охрана озера Байкал" составил 2,7 миллиарда рублей или 43,8% от выделенных средств. Из них почти один миллиард рублей в паводкоопасном Дальневосточном федеральном округе, это Хабаровский и Приморский края", — сообщил Михаил Мень.