Федеральный бюджет РФ в 2019 году недополучил 213 млрд рублей из-за введения налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли, что сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для пострадавшего от пандемии малого и среднего бизнеса за два квартала, сообщил в интервью агентству Reuters замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. Введение НДД он назвал самой большой ошибкой за время своей работы в Минфине.
"Есть хорошая фраза: "Богатые богатеют, бедные беднеют". НДД — это наглядная демонстрация этой фразы. Посмотрев на итоги введения НДД, я могу сказать, что лично для меня это самая большая ошибка за все время работы в Минфине", — сказал Сазанов. "Условно можно сказать, что у каждого гражданина России забрали по 1 400 рублей, потому что эти деньги не получил бюджет, из которого финансируются все расходы государства. При этом куда они пошли — непонятно", — отметил замминистра.
"В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили — это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница — ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей", — констатировал Сазанов.
При этом возможность отмены НДД он исключил и посоветовал нефтяным компаниям, жалующимся на падение прибыли в условиях падения цен на нефть, "иметь совесть" и не надеяться на новые льготы.
По словам Сазанова, Минфин разработал законопроект, который позволит исключить выпадающие доходы в будущем и компенсировать эти потери. "Компенсация будет постепенной, не в один год, — рассказал он. — Ключевое — это пересмотр понижающих коэффициентов по НДПИ по 1 и 2 категориям. Коэффициенты будут повышены".
В то же время в отношении выработанных месторождений НДД работает хорошо, а выпадающие доходы — порядка 30-40 млрд рублей — укладываются в первоначальные прогнозы, добавил замминистра.
Он также положительно оценил эффект от налогового маневра в нефтяной отрасли, и добавил, что Минфин не планирует корректировать демпфирующий механизм, который позволил частично компенсировать потери бюджета от падения цен на нефть.