25 июня в Астраханской области на верфи АО "Южный центр судостроения и судоремонта" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация") состоялась торжественная церемония закладки опорного основания ледостойкой платформы (ЛСП) "Газпрома" для освоения месторождения Каменномысское-море.
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правления — начальник Департамента Олег Аксютин, вице-президент по техническому развитию АО "Объединенная судостроительная корпорация" Василий Бойцов, Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, генеральный директор ООО "Газпром Инвест" Вячеслав Тюрин и генеральный директор ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" Раиса Теликова.
Газовое месторождение Каменномысское-море находится в Обской губе Карского моря. По размеру запасов газа — около 555 млрд куб. м — относится к категории уникальных. Начало добычи планируется в 2025 году, проектная мощность (сеноманские залежи) — 15 млрд куб. м в год.
Акватория месторождения отличается низкими температурами (до минус 60° по Цельсию), сильными штормами, небольшими глубинами (5–12 м), толстыми и плотными пресными льдами. Освоение месторождения станет первым в мире шельфовым проектом, реализованным в таких экстремальных ледовых и климатических условиях.
С учетом этих факторов ключевым объектом обустройства месторождения определена специальная ледостойкая платформа. Ее длина составит более 135 м, ширина — 69 м, высота от основания до вертолетной площадки — 41 м, общий вес превысит 40 тыс. тонн. На платформе, в частности, будут размещены основной и вспомогательный буровые модули, эксплуатационный и энергетический комплексы, жилой модуль на 120 мест. С платформы будут построены 33 основные наклонно-направленные эксплуатационные скважины (еще 22 скважины для подержания добычи в перспективе будут размещены на сателлитных ледостойких блок-кондукторах, не предполагающих постоянного присутствия персонала). Добытый газ по трубопроводам будет поступать на берег, где будут находиться установка комплексной подготовки газа и дожимная компрессорная станция. Далее газ будет направляться в Единую систему газоснабжения России.
Моделирование и проектирование ЛСП полностью выполнено ведущими отечественными научными организациями в сфере судостроения. При строительстве будет применен ряд передовых технических решений для обеспечения высокого уровня промышленной и экологической безопасности, надежности эксплуатации объекта. Так, для защиты от мощных льдов опорное основание платформы выполнят в клиновидной форме, практически все оборудование будет размещено внутри корпуса ЛСП и не подвергнется негативному воздействию холода и ветра. Надежную фиксацию объекта на илистом дне Обской губы обеспечит гравитационно-свайное крепление: платформу поставят на грунт, заполнят подводную часть ЛСП морской водой, а затем закрепят с помощью 56 свай диаметром более 2 м, погруженных в грунт на 47 м.
Особое внимание в проекте уделено решениям, исключающим воздействие на арктическую флору и фауну. В том числе предусмотрена система "нулевого сброса" — все отходы производства и жизнедеятельности будут вывозиться и затем утилизироваться.
Для сооружения технологически сложного объекта задействованы мощности сразу нескольких российских центров судостроения и машиностроительных заводов по принципу "распределенной верфи". Элементы платформы будут параллельно собираться в Астрахани, Калининграде, Северодвинске, а также в Екатеринбурге и Рыбинске. В единое целое платформа будет смонтирована в Калининграде. В летнюю навигацию 2024 года ЛСП планируется отбуксировать на месторождение, после чего на платформу установят факельные стрелы и вертолетную площадку. В строительстве платформы примут участие около 7 тыс. российских рабочих и специалистов.
При реализации проекта обустройства месторождения Каменномысское-море, включая строительство ЛСП, "Газпром" использует метод проектного управления. Создан интегрированный проектный офис, в состав которого вошли представители профильных подразделений "Газпрома", ООО "Газпром инвест" (единого технического заказчика), ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" (генерального проектировщика и подрядчика строительства платформы) и ООО "Газпром добыча Ямбург" (эксплуатирующей организации, владельца лицензии на разведку и добычу).