Законопроект о либерализации доступа на шельф Арктики, где сейчас могут работать только госкомпании "Газпром" и "Роснефть" и их дочерние предприятия, направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти, сообщил РБК представитель Минэнерго.
"По итогам совещания у заместителя председателя правительства Юрия Трутнева было принято решение определить долю России на уровне 50% минус 1 акция", — добавил он.
Таким образом, Минэнерго и Минвостокразвития удалось достичь компромисса. Еще 21 июля Трутнев, который курирует Минвостокразвития, заявил, что почти все ведомства согласовали этот документ, остались только разногласия с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой. "С Минэнерго разногласия касаются доли России в консорциумах [которые будут работать на новых участках на шельфе]: Минэнерго предлагает 50%, мы — 25%+1", — сказал Трутнев. Суть разногласий с ФАС он тогда не уточнил.
"Прошло согласительное совещание в правительстве, итоговый текст готовит Минвостокразвития. Документ в обновленной редакции не поступал в ФАС России", — сообщили РБК в пресс-службе ФАС.
РБК направил запросы в пресс-службы "Роснефти" и "Газпрома" и представителю Трутнева.
Трутнев год назад, в июле 2019 года, предложил президенту Владимиру Путину либерализовать доступ на шельф Арктики, предупредив, что сейчас он "не работает на экономическое развитие России". По данным вице-премьера, с 2012 года, когда право на доступ к шельфу получили только госкомпании с пятилетним опытом работы, правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет. Но за семь с половиной лет, к лету 2019 года, было пробурено только пять скважин и первоначальные сроки освоения шельфа "сорваны".
Причиной такого медленного развития проектов на шельфе, упущенную выгоду от которого в приросте ВВП России к 2035 году эксперты оценивают в 18 трлн руб., Трутнев назвал отсутствие конкуренции. "Роснефть" и "Газпром", а также его "дочка" "Газпром нефть", обладающие исключительным правом работать на арктическом шельфе, не заинтересованы форсировать разработку этих запасов, так как обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно, говорилось в его письме, пересказывали РБК источники, знакомые с его содержанием.
Вице-премьер выступил за внедрение в России "самой передовой" модели работы на шельфе — норвежской, которая предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах (или даже меньше), а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы. После этого Минвостокразвития разработало законопроект, предусматривающий либерализацию доступа к шельфу с 2021 года с возможностью получать лицензии из нераспределенного фонда (те, которые еще не принадлежат "Газпрому" и "Роснефти") российским частным и иностранным компаниям, в том числе в консорциумах.
Ресурсы нераспределенного фонда оцениваются в 11,5 трлн куб. м природного газа и 2,7 млрд т нефти, говорил РБК представитель Минприроды. Это около 10% ресурсов шельфа, пояснял источник, близкий к одному из участников совещания в правительстве, добавляя, что на эти участки пока нет претендентов.
Основные споры возникли из-за доли государства в консорциумах, которые смогут участвовать в конкурсах на новые лицензии на шельфе, — должна она быть контрольной или ниже. Теперь, судя по комментарию представителя Минэнерго, эти разногласия удалось снять. Представитель Минвостокразвития отказался от комментариев.
Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко