В рамках тарифного семинара состоялся круглый стол "Совершенствование тарифного регулирования электросетевого комплекса". О механизмах такого совершенствования и законодательных новеллах рассказал начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.
Он пояснил, что перекрестное субсидирование (ПС) — это механизм сдерживания роста тарифов для населения путем перекладывания нагрузки на другие группы потребителей.
Спикер остановился на проблемах перекрестного субсидирования, которые включают неравномерность распределения, дискриминационный подход к отдельным категориям потребителей, отрицательные объемы ПС, а также отсутствие у субъектов РФ стимулов его снижения.
"В целом проблемы в перекрестном субсидировании пока никуда не исчезли. Заработал механизм распределения ПС по уровням напряжения, и ситуация улучшилась. Однако, РЭКи стали по-своему распределять другие статьи затрат и непропорционально перекладывать их на другие статьи расходов по передаче электроэнергии. Поэтому наша задача сделать полный механизм распределения расходов на ПС, и мы будем над этим работать", — сказал Дмитрий Васильев.
Он сообщил, что с целью установления единого экономического пространства Правительство РФ приняло разработанное ФАС России постановление1, которым введена ответственность для глав субъектов РФ, закреплены равномерный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии и поэтапный уход от отрицательной величины ПС, введены бюджетная ответственность субъектов РФ и дополнительный контроль со стороны антимонопольного органа.
"В соответствии с этим документом, распределение перекрестного субсидирования с 2021 года будет происходить только в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФАС России. Возможность установления отрицательной ставки ПС останется до 2023 года, до 2025 года допускается переходный период в случае согласования с антимонопольным органом", — прокомментировал спикер.
Дмитрий Васильев затронул также тему внедрения интеллектуальных систем учета (ИСУ) в электроэнергетике. Он сообщил, что целями принятия федерального закона "О развитии интеллектуальных систем учета электрической энергии"2 стали освобождение потребителя от обязанности по учету электроэнергии, перенос ответственности за внедрение систем учета электроэнергии с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков, а также развитие ИСУ в России.
Со слов Дмитрия Васильева, внедрение ИСУ обеспечит открытость данных о потреблении электроэнергии, сократит издержки за счет снижения потерь электроэнергии, снизит операционные затраты сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, повысит надежность электроснабжения и качество обслуживания.
В завершение своего выступления Дмитрий Васильев сообщил о дальнейшем развитии нормативной правовой базы в сфере электроэнергетики.
"Снижение перекрестного субсидирования — непростая задача. Однако, совместными усилиями мы сможем постепенно ее решить. ФАС России предлагает задать общероссийский график и темпом в 1 процент в год снижать ПС. В результате в реальном выражении ПС снизится на треть уже через 10 лет", — завершил Дмитрий Васильев.
О новых подходах в области регулирования деятельности хозяйствующих субъектов оптового рынка электрической энергии, а также о новом порядке вывода из эксплуатации генерирующих объектов на отдельном круглом столе рассказал начальник отдела Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Алексей Дашанов. Он напомнил о внесенных в июле текущего года изменениях в Закон об электроэнергетике, которые закрепили госрегулирование тарифов на мощности, производимые и поставляемые на оптовом рынке объектами, вывод из эксплуатации которых приостановлен. То же самое относится и к плате за реализацию сетевой организацией мероприятий по выводу из эксплуатации объектов, производящих электрическую энергию.