Заместитель министра энергетки РФ Павел Сорокин в интервью "Комсомольской правде" рассказал о мерах сдерживания цен на топливо, а также о том, что такое демпфер и почему он работает лучше, чем простое ограничение роста цен.
В настоящий момент динамика цен на российском топливном рынке отвязана от динамики общемировых цен на нефть — при росте или падении нефтяных котировок стоимость топлива остаётся стабильной.
"Представьте себе, что было бы, если бы бензин полностью повторял динамику цены на нефть: сначала дешевел на 30%, потом дорожал на 50%. И население, и бизнес воспринимали бы это негативно", — рассказал Павел Сорокин.
По его словам, чтобы сгладить такое влияние мировых нефтяных цен на внутренний рынок топлива и гарантировать потребителю стабильные цены на бензин в рознице, был разработан специальный механизм — демпфер.
"Он работает уже два года, позволяет удерживать цену бензина в рамках инфляции и даёт рынку предсказуемость. Он работает так. Когда нефть дорожает, добывающие компании получают сверхдоход и платят с него более высокие налоги в виде экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. И часть денег из этих дополнительных налогов государство отдаёт назад нефтеперерабатывающим заводам. Это позволяет заводам сдерживать отпускные цены на топливо внутри страны. А когда нефть дешевеет, этот механизм работает в обратную сторону: у нефтеперерабатывающих заводов образуется сверхприбыль и бюджет получает от них выплаты. Таким образом, получается нейтральный эффект и поддержка бюджета в условиях низких цен на нефть", — пояснил замминистра энергетики.
Он подчеркнул, что за два года работы демпфер показал свою эффективность. По данным Росстата, в 2019 году бензин на заправках подорожал на 1,9% (при сравнении декабрьских цен), то есть ниже инфляции, которая составила 3%. В 2020-м — на 2,5% при общей инфляции в 4,9%.