Утверждена Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2005-2007 годы
Принятый в текущем году Бюджетный кодекс определил новые подходы к осуществлению бюджетного процесса. Прежде всего, акцент делается на необходимости среднесрочного бюджетного планирования в соответствии с экономической политикой государства. С целью придания процессу бюджетного планирования стратегической направленности было принято решение ежегодно разрабатывать документ, который определял бы налогово-бюджетную политику на предстоящий трехлетний период - Среднесрочную фискальную политику.
Необходимость данного документа обусловлена прямой зависимостью успеха экономических реформ от направлений развития финансовой системы общества, адекватности проводимой налогово-бюджетной политики требованиям времени. Высокие темпы экономического роста в Казахстане, рост доходов бюджета, укрепление финансовых институтов, создание Национального фонда, приемлемый уровень дефицита государственного бюджета требуют проведения более активной фискальной политики государства. В этих условиях бюджет, как главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства, позволяет политической власти иметь реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечить социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Основой при разработке бюджета на соответствующий финансовый год будет являться Среднесрочная фискальная политика.
В 2003 году реальный рост ВВП составил 9,2%, а среднегодовая инфляция сложилась на уровне 6,4%.
В истекшем году произошло, как и прогнозировалось на основании тенденций мировой экономики, укрепление обменного курса тенге по отношению к доллару США, вследствие высоких цен на нефть и девальвации доллара по отношению к другим свободно конвертируемым валютам более чем на 20%.
Несмотря на укрепление тенге по отношению к доллару США, относительно корзины валют стран - основных торговых партнеров (евро, российского рубля, китайского юаня) тенге девальвировал в реальном выражении на 2,5%.
Макроэкономическая стабильность в стране продолжала оказывать стимулирующее влияние на развитие экономики, что стало главным фактором увеличения производства товаров и услуг, значительного притока прямых иностранных инвестиций, поступления доходов в государственный бюджет, и, в конечном счете, повышения благосостояния населения страны.
По оценке в первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 9,1%. Рост обеспечен увеличением объемов в промышленности на 9,4%, сельском хозяйстве - на 5,2%. В секторе услуг увеличены объемы перевозки грузов всеми видами транспорта на 9,3% и розничного товарооборота - на 7,1%.
В первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года значительного изменения в структуре ВВП не произошло. По оценке, доля производства товаров в ВВП составила 40,6% (39,1% в январе-июне 2003 года), производство услуг - 53,3% (55,5%).
По итогам первого полугодия текущего года средний уровень инфляции составил 6,6% и не претерпел значительного изменения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (6,7%).
Высокий уровень мировых цен на основные казахстанские товары на мировом рынке способствовал значительному увеличению объемов экспортных поступлений. За пять месяцев текущего года внешнеторговый оборот составил 11,5 млрд. долларов США и был выше аналогичного периода 2003 года на 46%. Экспорт составил 7 млрд. долларов США, импорт - 4,5 млрд. долларов США, рост на 42 и 52% соответственно.
Реализация крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов в нефтедобывающей отрасли, Стратегия индустриально-инновационного развития, а также осуществление ряда отраслевых программ позволили сохранить на высоком уровне объемы привлекаемых в экономику инвестиций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года инвестиции в основной капитал увеличились на 12,1%.
Сохраняющиеся высокие цены на нефть и приток в страну больших объемов валютной выручки стали основной причиной укрепления курса тенге. Так, средневзвешенный обменный курс тенге за первое полугодие 2004 года составил 138,42 тенге за доллар США. С начала года в номинальном выражении тенге укрепился к доллару США на 5,07%.
По оценке в 2004 году уровень инфляции в среднем составит 5,6-7%, что соответствует прогнозу индикативного плана.
Уровень официальной ставки рефинансирования по отношению к росту цен будет поддерживаться слабо положительным (7%), что позволит стимулировать расширение деловой активности.
Будет укрепляться торговый баланс страны. Положительное сальдо в 2004 году оценивается в размере 4,5 млрд. долларов США.
Рост объемов промышленного производства составит 9,2%, объем валовой продукции сельского хозяйства возрастет на 2,8% к уровню прошлого года. Инвестиции в основной капитал возрастут на 10%.
Предполагается опережающий рост темпов развития в сфере услуг.
Темпы роста объемов предоставляемых услуг связи составят 30%, транспорта 8,6%, торговли 8,5% к уровню 2003 года.
В 2003 году изменения в налоговом законодательстве были направлены на стимулирование экономического роста страны путем снижения налоговой нагрузки, стимулирования притока и внедрения новой техники и передовых технологий, улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков и призваны повысить инвестиционную привлекательность страны.
В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год", Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы с 2004 года снижены ставки индивидуального подоходного налога, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, снижена ставка налога на добавленную стоимость, установлены особые режимы налогообложения на территориях специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов.
С целью дальнейшего устойчивого развития экономики, углубления проводимых реформ, усовершенствованы налогообложение нефтяных операций, финансового лизинга, нерезидентов, финансовых инструментов, а также нормы налогового администрирования.
Основными целями введения новых условий налогообложения недропользователей являются: максимальное получение доходов бюджета от нефтяных операций, достижение максимального баланса интересов сторон при сохранении экономических мотиваций недропользователей.
Совершенствование налогообложения финансового лизинга способствует дальнейшему развитию лизинга в Казахстане, как одного из важнейших инструментов финансирования инвестиций в основные средства.
<< | Сентябрь, 2004 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
- Сырьевая база свинца и цинка России. Региональные особенности освоения и перспективы развития по 2040 г.
- Техногенные ресурсы остродефицитного минерального сырья и возможности их реализации в пределах Уральского региона
- Состояние и основные направления развития Системы формирования отраслевого фонда материальных носителей первичной геологической информации о недрах
- Методические требования к инструментарию оценки достоверности разведанных запасов угля
- Об экспертизе проектов геологического изучения недр и особенностях составления проектов на подземные воды
- Особенности корпоративного управления в юниорных компаниях
- Основные и попутные полезные компоненты комплексного минерального сырья: технологические и экономические проблемы их добычи и реализации
- Правовые проблемы, связанные с привлечением третьих лиц к выполнению горных работ на участке недр на основании договора подряда
- Перспективы мирового рынка лития
- Минерально-сырьевая база сурьмы России: состояние и перспективы развития