ФАС России удовлетворила жалобу "Мосэнерго" на правительство Москвы
Основным производителем тепловой энергии для Москвы является "Мосэнерго": на компанию приходится 65% всей генерации. Для сравнения: показатели второго по величине производителя тепла - "дочки" московской мэрии - МОЭК (более 80% акций у правительства Москвы) в два с половиной раза меньше. При этом "Мосэнерго" хотят лишить возможности поставлять недорогую тепловую энергию потребителям (производство тепла на ТЭЦ значительно дешевле, чем в котельных): три года назад бывший главный акционер компании, РАО "ЕЭС России", передал ее магистральные сети МТК, которую контролируют московские власти (более 80% акций компании у МОЭК).
В итоге в цепочке поставок тепла для потребителей появился посредник. А мэрия стала монополистом в сфере его транспортировки в городе: помимо магистральных сетей, она через МОЭК контролирует и все квартальные сети. "Это опасная тенденция. Монополист может устанавливать любые тарифы на свои услуги, при этом Региональной энергетической комиссии (подконтрольна правительству Москвы) будет легко подтвердить их обоснованность - конкурентов-то нет! В этой ситуации больше всех страдают незащищенные категории населения и социальные учреждения, которые считают каждый рубль" , - считает собеседник "Профиля" в одной из теплогенерирующих компаний. При этом, отмечает он, во всех других регионах России тепловая генерация и сети остались под единым управлением. "Это является гарантией стабильной работы энергосистемы, снижает риск возникновения аварий и исключает наличие посредника в виде транспортной компании", - уверен он.
Аналогично действуют московские власти и на рынке сбыта тепла конечному потребителю. Сегодня порядка 60 проц всей продаваемой в Москве тепловой энергии приходится на МОЭК, которая поставляет ее главным образом в жилой сектор. На "Мосэнерго", которое продает тепло своим клиентам (промышленным предприятиям, МУПам социальной направленности, ТСЖ, обслуживающим крупные жилые комплексы), приходится около 25 проц прямых продаж. Причем, по сути, именно "Мосэнерго" "согревает" жителей Москвы: три четверти тепла, которое МОЭК продает в жилой сектор, покупается у Мосэнерго, а затем перепродается населению. Своих мощностей для того, чтобы обеспечить потребителя полностью, "дочке" московских властей просто не хватает. Но если бы и хватало, жителей столицы это вряд ли обрадовало бы. Из-за более высокой себестоимости тепла (МОЭК производит его в котельных) тарифы компании на 40% выше тарифов "Мосэнерго", а разница устраняется путем смешивания дорогого тепла собственных котельных и дешевого, производимого на столичных ТЭЦ.
Впрочем, с 1 января 2008 г. москвичам едва не пришлось забыть о дешевом тепле. С этого момента РАО ЕЭС по настоянию московских властей (СМИ писали об этом неоднократно) обещало передать МТК все права на продажу тепла, производимого "Мосэнерго". Таким образом, считают эксперты, столичное правительство могло не только взять под полный контроль поставки и продажи тепла, но и получить возможность регулировать тарифную политику в своих интересах. "Пока на рынке тепла есть "Мосэнерго", повышать тарифы непросто: существует конкуренция. Когда все права на ее продажу перейдут к одному собственнику, можно будет не стесняться. С учетом того, кто контролирует РЭК, проблем с обоснованием новых тарифов не будет", - отмечает источник журнала.
Однако новый акционер Мосэнерго (с лета 2007 г. 53% акций компании принадлежат "Газпрому") отказался выполнять обещания своих предшественников. Сбыт в МТК передан не был. Правительство Москвы смириться с этим не пожелало и, сославшись на прежние договоренности с РАО, дало указание МТК и МОЭК расторгнуть договора с "Мосэнерго". Кроме того, МОЭК было рекомендовано не платить "Мосэнерго" за полученное тепло. "Дочки" рекомендации выполнили и даже перевыполнили. Так, МТК пригрозила отключить от теплоснабжения целый ряд потребителей, объяснив это тем, что у них нет прямых договоров с МТК, а договора с "Мосэнерго" теперь являются "ничтожными". "Мосэнерго" обжаловала действия своих оппонентов в ФАС. Перечислив в заявлении все многочисленные пункты федерального закона "О защите конкуренции", которые, по мнению "Мосэнерго", нарушило правительство Москвы, МОЭК и МТК (злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, создание дискриминационных условий для потребителей и т. д.), компания особо отметила, что такие действия "носят согласованный характер". И потребовала привлечь их к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В ходе разбирательств правительство Москвы признало свою вину, отменив ранее принятые решения. ФАС также доказала вину МОЭК и МТК, выдала предписания на устранение нарушений и пообещала наложить штраф.
Однако эксперты не сомневаются, что борьба за московский рынок тепла продолжится - слишком высока цена вопроса. В МОЭК и МТК это фактически подтверждают, заявляя в СМИ, что не исключают для себя возможности оспорить решение ФАС. Впрочем, отмечают участники рынка, подобные разбирательства занимают немало времени. Это означает, что, каков бы ни был их окончательный итог, по крайней мере, нынешней зимой кошельки москвичей не пострадают от необоснованного повышения тарифов на тепло, резюмирует "Профиль".
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 ноябряВсероссийская конференция
<< | Сентябрь, 2008 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- Цикличность нефтегазовой геологоразведки: с чем может быть связан новый цикл прироста запасов?
- Абразивное сырье Северного Кавказа и возможности его промышленного использования
- Налоговые инструменты стимулирования экономического роста в горнодобывающем секторе
- Состояние лицензирования геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Арктической зоны Российской Федерации
- Государственные центры по переработке упорных руд как путь организации золотодобычи в России
- Нужна ли России собственная сырьевая база для производства титана?
- Недропользование и ведение сельского хозяйства: конкуренция земельно-правовых приоритетов?
- О совершенствовании нормативно-правового регулирования добычи полезных ископаемых из попутных вод при разработке месторождений углеводородов
- Правовой анализ ограничительных мер США в отношении поставок российской нефти и российских нефтепродуктов
- Сырьевая база свинца и цинка России. Региональные особенности освоения и перспективы развития по 2040 г.