Наличие перекрестного субсидирования в электроэнергетике существенно сдерживает реформирование отрасли
Как сообщил Департамент по взаимодействию со СМИ РАО "ЕЭС России", Совет директоров отметил, что наличие перекрестного субсидирования в электроэнергетике существенно сдерживает реформирование отрасли, включая реорганизацию АО-энерго и либерализацию как оптового, так и розничного рынков электроэнергии.
В настоящее время общий объем перекрестного субсидирования населения в электроэнергетике России составляет порядка 60 млрд. руб. При этом уровень перекрестного субсидирования различается по регионам в несколько раз.
В соответствии с комплексным планом действий по устранению перекрестного субсидирования в электроэнергетике, разработанным Министерством экономического развития и торговли РФ и согласованным с Правительством РФ, в 2005 г. предполагается сократить объем перекрестного субсидирования посредством:
- установления социальной нормы потребления, определяемой исходя из обеспечения минимально необходимых бытовых нужд населения; при этом потребление в пределах нормы должно оплачиваться по пониженным тарифам, остальная часть объема потребления - по экономически обоснованным тарифам;
- отмены понижающего коэффициента 0,7 к тарифу на электроэнергию для городских жителей - владельцев стационарных электроплит, и для сельского населения.
Указанные меры позволят сократить суммарный объем перекрестного субсидирования до 30%. Однако, сохранение даже в уменьшенных масштабах перекрестного субсидирования в условиях осуществления реструктуризации электроэнергетики связано с рядом серьезных проблем. В условиях осуществляемого ныне разделения АО-энерго, включать составляющую перекрестного субсидирования в конечные тарифы на электроэнергию становится невозможным.
Единовременная ликвидация системы перекрестного субсидирования потребителей неприемлема, поскольку может привести в большом числе регионов к существенному росту тарифов для населения. В этих условиях, для обеспечения постепенного характера сокращения перекрестного субсидирования, необходимо создать новый легальный источник его поддержания на период до полной ликвидации. Таким источником по мнению менеджмента, может стать система адресной поддержки населения из бюджетных средств. Однако, учитывая масштабы перекрестного субсидирования (им охвачена подавляющая часть населения России), создание такого механизма требует достаточно длительного времени и затрат, что противоречит планам интенсивной реструктуризации отрасли. В связи с этим переход на систему адресных субсидий в электроэнергетике целесообразно осуществить после постепенного повышения тарифов для населения и уменьшения количества субсидируемых потребителей, то есть через несколько лет. До введения системы адресной поддержки наиболее эффективным источником субсидирования населения может стать специальный целевой неналоговый сбор с субсидирующих потребителей, взимаемый сверх экономически обоснованных тарифов, с целью поддержания заниженных тарифов для населения и ряда других категорий потребителей.
Введение неналогового сбора, согласно нормам гражданского законодательства РФ, может быть осуществлено только на основании федерального закона. Подобные изменения в законодательстве могут быть приняты лишь в 2005 г. и вступят в силу не ранее 1 января 2006 г. В этой связи менеджмент компании считает, что необходимо определить временный источник средств для поддержания системы перекрестного субсидирования, что позволит в следующем году продолжить реформирование электроэнергетики.
Менеджмент компании представил Совету директоров свои предложения о формировании подобного источника путем перевода перекрестного субсидирования из конечных тарифов на розничном рынке в регулируемые тарифы покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке. Данная схема предполагает, в частности, установление для каждого региона, в котором осуществлено разделение АО-энерго, двух отдельных тарифов покупки электроэнергии (мощности) с оптового рынка:
- "субсидируемого" - пониженного тарифа на электроэнергию, покупаемую в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей населения в пределах определенной социальной нормы потребления электроэнергии;
- повышенного тарифа на остальной объем покупаемой электроэнергии (мощности), который будет действовать для прочих потребителей и для населения - сверх объемов, необходимых для покрытия социальной нормы потребления.
Поскольку для целого ряда регионов даже минимальный тариф покупки электроэнергии на оптовом рынке (в несколько раз ниже рыночной цены) не в состоянии обеспечить поддержание перекрестного субсидирования на необходимом уровне, для таких случаев менеджмент РАО "ЕЭС России" предлагает компенсировать недостающие суммы путем установления в регионе единого (среднего) тарифа на передачу электроэнергии по распределительным сетям без дифференциации по уровням напряжения. Возврат к дифференциации по уровням напряжения будет осуществляться постепенно, по мере повышения тарифов для населения или сразу после введения нового легального источника субсидирования.
Совет директоров согласился с тем, что какой бы не был выбран механизм поддержания и последующей ликвидации системы перекрестного субсидирования конечные тарифы для розничных потребителей электроэнергии должны сохраниться в пределах, установленных Правительством РФ.
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 ноябряВсероссийская конференция
<< | Ноябрь, 2004 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- Цикличность нефтегазовой геологоразведки: с чем может быть связан новый цикл прироста запасов?
- Абразивное сырье Северного Кавказа и возможности его промышленного использования
- Налоговые инструменты стимулирования экономического роста в горнодобывающем секторе
- Состояние лицензирования геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Арктической зоны Российской Федерации
- Государственные центры по переработке упорных руд как путь организации золотодобычи в России
- Нужна ли России собственная сырьевая база для производства титана?
- Недропользование и ведение сельского хозяйства: конкуренция земельно-правовых приоритетов?
- О совершенствовании нормативно-правового регулирования добычи полезных ископаемых из попутных вод при разработке месторождений углеводородов
- Правовой анализ ограничительных мер США в отношении поставок российской нефти и российских нефтепродуктов
- Сырьевая база свинца и цинка России. Региональные особенности освоения и перспективы развития по 2040 г.