Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Липатов: Нормативная база обеспечения безопасности и надежности энергетики нуждается в совершенствовании

13.10.2010
"Повышение надежности, управление технологическими рисками в топливно-энергетическом комплексе продолжает оставаться одной из первоочередных задач энергетики",- считает Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов. Для этого, по словам Липатова, есть ряд причин, к которым относятся переход от всеобщего государственного регулирования к рыночным механизмам в электроэнергетике, технический прогресс и усложнение процессов управления сложными энергетическими системами, в частности, переход к автоматизированным системам управления технологическими процессами и системам автоматизированного проектирования, несоответствие устаревшей нормативной базы современному уровню проектных разработок в области строительства, усложнению и увеличению масштабов управляемых систем и автоматизации систем управления. Об этом сообщает пресс-служба Комитета Госдумы РФ по энергетике.

В октябре 2008 г. в Государственную Думу были внесены четыре технических регламента в области электроэнергетики: "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электроустановок" и "О безопасности электрических станций и сетей". Вместе с внесенными позднее техническими регламентами "О безопасности внутридомового газового оборудования" указанные проекты федеральных законов, после их принятия, должны составить основу технического регулирования энергетики и, отчасти, топливно-энергетического комплекса.

"Однако прохождение этих регламентов с самого начала было нелегким, что обусловлено как сложностью предмета технического регулирования. так и неопределенностью позиции Правительства Российской Федерации и законодателей относительно принятия технических регламентов в целом", - заявил Ю.Липатов. — "С принятием Федерального закона "О техническом регулировании" страна вступила в затяжной период перехода от системы обязательных государственных стандартов к системе технических регламентов, который "О техническом регулировании" приняты считанные единицы технических регламентов".

В прошлом году Федеральный закон "О техническом регулировании" был дополнен положением о том, что технические регламенты могут разрабатываться и приниматься уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое упрощение процедуры принятия, однако не привело к существенному ускорению процесса. Ситуация с принятием технических регламентов осложняется также необходимостью унификации требований отечественных технических регламентов с международными требованиями, в частности с европейскими директивами. В настоящее время это требование дополнилось необходимостью унификации российских технических регламентов с нормативными актами, действующими в странах таможенного союза - Белоруссии и Казахстане, а также координации дальнейших разработок технических регламентов в наших странах.

Ю.Липатов отметил и концептуальную сложность разработки и принятия окончательных текстов технических регламентов для сложных экономических и производственных систем: "Сам закон "О техническом регулировании" и понятие технического регламента в большой степени ориентированы к применению для товаров массового производства и спроса. Принципиально иная ситуация с объектами технического регулирования высокой степени сложности и индивидуальным проектированием и строительством.

Высоковольтное оборудование, электроустановки, электрические станции и системы подлежат индивидуальной регистрации и учету в органах технического надзора. Требования к монтажу, эксплуатации, ремонту, своевременному выводу из эксплуатации и продлению срока эксплуатации таких объектов не менее важны, чем требования к проектированию, изготовлению и обращению перед продажей".

"В соответствии с этим три регламента "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электрических станций и сетей" и "О безопасности электроустановок" все еще находятся на рассмотрении. Два первых подготовлены к рассмотрению во втором чтении и направлены в Правительство на отзыв (то есть фактически готовы), третий находится на стадии подготовки ко второму чтению и Комитет Государственной Думы по энергетике для его подготовки ожидает реакции Правительства на первые два", - заявил Ю.Липатов.
"Правильное решение вопросов технического регулирования таких сложных объектов, какими являются энергетические системы, возможно при конструктивном взаимодействии Государственной Думы и Правительства, федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Ростехнадзора, которым предстоит реализовывать положения принимаемых технических регламентов", - считает он.

Пример успешного взаимодействия, по словам Ю. Липатова, "является принятый в конце весенней сессии этого года технический регламент "О безопасности зданий и сооружений". Ряд положений этого Федерального закона регулируют также безопасность зданий электростанций и линий электропередачи. Внесенный позднее проект технического регламента "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций" отражает важность отдельного Федерального закона, регулирующего требования к безопасности таких сооружений. Это обусловлено как опытом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, так и международным опытом аварий на гидросооружениях. Необходимо отметить. что российские гидростанции уникальны по объемам водохранилищ, размерам плотин и, соответственно, по последствиям возможных нарушений требований безопасности".

"Система технических регламентов в области энергетики и ТЭК, находящаяся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по энергетике относится к числу первоочередных законов, с ними идет непрерывная работа, надеюсь, в ближайшее время удастся урегулировать все вопросы по их прохождению. Разрабатываемая при их доработке концепция технического регулирования сложных объектов промышленности и экономики на стадии эксплуатации должна будет использоваться в работе с последующими техническими регламентами. Безотносительно, будут ли они приниматься в виде Федеральных законов, или нормативных актов другого уровня", - подытожил Ю.Липатов.
<< Октябрь, 2010 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ