Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Минфин уполномочен разъяснить. Еще раз о применении налогового законодательства

15.11.2013

Значение писем Минфина, разъясняющих применение налогового законодательства, уменьшается. На днях замминистра финансов РФ Сергей Шаталов подписал письмо, которое позволяет не применять позиции Минфина, изложенные в его письмах, если они противоречат правовым позициям суда. Письма Минфина прекращают применяться с момента размещения судебного акта, содержащего правовую позицию, в информационной базе. Письмо, подписанное Сергеем Шаталовым, пока не опубликовано, но 14 ноября оно обсуждалось экспертами на 11-ом международном семинаре "Налоги и ТЭК — 2014" в рамках форума "Право ТЭК — 2013". 

Разъяснения налогового законодательства оказались важны, в частности, для тех крупных компаний, которые заключили с ФНС горизонтальные соглашения о налоговом контроле. Опытом делилась сотрудница налогового управления ОАО "Северсталь" Ольга Ваганова. "Северсталь" стала одной из пяти компаний, заключивших соглашения с ФНС. Соглашение было заключено в конце марта, то есть опыт взаимодействия насчитывает полгода. Формально соглашение заключено не с ФНС, а с МРИ № 5, в которой состоит на учете "Северсталь", однако в группу по взаимодействию представители ФНС вошли.

"Северсталь" предоставила налоговикам доступ в систему бухучета компании — программу SAP. Формат общения определен протоколом информационного взаимодействия: компания дает налоговикам неофициальные пояснения по текущим вопросам. Эти пояснения, однако, инспекция не может требовать в специально оговоренные периоды "молчания" и не может использовать в рамках налоговых проверок. Компания, в свою очередь, может направлять в инспекцию свои запросы. На практике "Северсталь" направила два запроса (один — четыре месяца назад), но ответов пока не получила — запросы переадресованы в ФНС. Польза, которую компания ощутила от взаимодействия с инспекцией, по мнению Ольги Вагановой, заключается в сокращении объема документов, представляемых для проверок. Заметно сократились и налоговые претензии: за 2007–2008 годы по актам проверок компании были предъявлены требования почти на 2 млрд руб., а за 2009–2010 — на 263 млн руб. (при сопоставимых оборотах компании).

Соглашения с ФНС вызвали в зале вопросы. "Вы взяли себе перманентную налоговую проверку!" — отметил замдиректора судебного департамента ОАО "Роснефть" Эдуард Годзданкер. "Мы этого не заметили!" — возразила Ольга Ваганова. С тем, что требования налоговиков о предоставлении "лишних" документов можно оспорить в суде, Ольга Ваганова согласилась, но констатировала, что соглашение с ФНС в этом отношении "экономит время". "Мы получили инспекцию с человеческим лицом", — подчеркнула Ольга Ваганова. В зале это вызвало улыбку.

Замначальника управления ФНС по досудебному урегулированию налоговых споров Дмитрий Казанский рассказал, что в Нидерландах, опыт которых пристально изучала ФНС, соглашения о налоговом контроле похожи на выездную налоговую проверку. Отношения компаний с налоговиками, однако, в европейских странах определяются по соглашению сторон — в законе они не формализованы (формализация есть в США). "По соглашению права и обязанности не возникают — они предусмотрены Налоговым кодексом", — уточнил Дмитрий Казанский. По его словам, соглашения позволяют компаниям заранее оценивать риски управленческих решений. Кроме того, соглашения могут помочь преодолеть психологические барьеры между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Более точечные соглашения крупные компании заключают с налоговиками по специальным вопросам — например, по трансфертному ценообразованию. К соглашениям подталкивает, в частности, изменение подходов к делам: в 2009–2011 годах размер претензий к компаниям возрос в несколько раз — налоговые органы стали использовать внутренние источники информации и глубже проникать в тайны компаний.

Об анализе налоговых рисков компании подробно рассказал руководитель налогового департамента ЗАО "Комплексные Энергетические Системы" Станислав Геворков. Он попытался структурировать налоговые риски, выделяя те, на которые можно повлиять, и те, на которые повлиять нельзя. К рискам, не поддающимся влиянию, докладчик отнес управленческие решения, а "создание черных оптимизационных схем". На изменение нормативных и правоприменительных подходов, напротив, влиять можно — подавать уточненные налоговые декларации, отслеживать появление прецедентов и информировать о них сотрудников компании. Дмитрий Казанский, правда, поинтересовался, судебный акт какого уровня компания будет считать прецедентом и закрепит в своей учетной политике. Четкого ответа не последовало. Вопрос об уровне судебных актов был основным и при обсуждении в кулуарах нового письма Минфина за подписью Сергея Шаталова.

Внимание участников дискуссии привлекло и изменение правил досудебного урегулирования налоговых споров. Правила изменились в июле, когда были приняты поправки в первую часть Налогового кодекса (основные — в Законе № 153-ФЗ от 2 июля) и разъяснения Пленума ВАС. Дмитрий Казанский пояснил, что сразу в суд можно обжаловать только решения ФНС. По общему правилу жалобы в налоговых органах рассматриваются без участия налогоплательщиков — исключения составляют случаи, когда инспекция нарушила процедуру, вышестоящий налоговый орган решение инспекции отменил по процессуальным основаниям и стал рассматривать налоговый спор заново. По статистике число жалоб в налоговых органах сейчас сократилось по сравнению с первоначальным рывком в 2008–2009 годах, а число судебных дел в 2012 году по сравнению с 2008 годом сократилось вдвое (по суммам, правда, налоговые органы выигрывают более чем в 50% случаев).

Представители компаний согласились, что налоговые органы нередко удовлетворяют жалобы, не доводя дела до суда. Проблема, однако, есть на досудебной стадии, когда спорная сумма может быть списана со счета компании, а обращаться в суд затруднительно. Эдуард Годзданкер высказал мнение, что в суд всегда можно обратиться и без соблюдения внесудебного порядка, предъявив имущественный иск. Дмитрий Казанский возразил: по мнению ФНС, такое обращение можно рассматривать как обход закона.

Источник: Zakon.ru
<< Ноябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ