"Нафтогаз Украины" прекратил отбор газа из подземных хранилищ и возобновил закупку российского газа в соответствии с действующим контрактом. Об этом сообщил журналистам глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, задолженность "Нафтогаза Украины" за поставленный газ составила более $1,3 млрд.
Накануне зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов сообщал, что "украинские коллеги закачали в ПХГ в этом году всего лишь 17,6 млрд кубометров, что очень мало, и существуют высокие риски прохождения осенне-зимнего периода". Для бесперебойного транзита газа надо было закачать 21,5 млрд кубометров.
"Польские коллеги начали отбор газа из ПХГ, когда зимний период еще не наступил, — заявил Маркелов. — При таких темпах отбора к началу похолодания в ПХГ Украины может остаться около 14 млрд кубометров. Это катастрофа. В таких условиях транзит газа из России в зимних условиях невозможен по причине того, что газа в подземных хранилищах не хватит для компенсации отбора потребителями Украины".
Как сообщалось ранее, в начале ноября "Нафтогаз Украины" прекратил импорт российского газа. Причиной приостановки импорта на Украину стали разногласия между украинским "Нафтогазом" и "Газпромом" по акту приемки — сдачи газа за октябрь, сообщил ИТАР-ТАСС источник, знакомый с ходом консультаций.
По его словам,"Нафтогаз" не готов признавать закупку всего октябрьского объема — 3,2 млрд кубометров российского газа, так как большая часть — около 2 млрд кубометров были закуплены холдингом Ostchem Дмитрия Фирташа.
Ранее украинский бизнесмен получил кредит на $750 млн от российских банков на закупку газа (до 5 млрд кубометров со скидкой). С учетом скидки ($269 за 1000 кубометров) Фирташ должен заплатить за импорт российского газа в октябре около $540 млн.
Но если этот объем отбирался "Нафтогазом" по цене $400 за 1000 кубометров, то сумма увеличивается до $800 млн. Таким образом, по словам источника, разногласия оцениваются в $250-260 млн.
Разногласия по объемам импорта связаны с тем, что "Нафтогаз" "де юре" отбирал в октябре объемы газа для украинских потребителей из своих подземных хранилищ, а Фирташ "де факто" закачивал. Это означает, что в октябре между Ostchem и "Нафтогазом" шли обменные операции, поэтому, кто фактический владелец октябрьских объемов импорта и в каких долях, "Газпром" узнал по факту подписания акта.