На государственном балансе полезных ископаемых на участке недр, разрабатываемом организацией, числятся запасы коксующего каменного угля марок КС и ОС, запасы марок ТС на государственном балансе не учитываются. Организацией получены результаты испытаний независимой лаборатории, из которых следует, что фактически добываемый уголь соответствуют марке ТС, который должен облагаться по ставке 24 руб./тн. (подп. 15 п. 2 ст. 342 НК РФ). В связи с чем предприятие представило в налоговый орган уточненную декларацию по НДПИ.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что организация не имела права заявлять о налогообложении добытых полезных ископаемых по указанной ставке.
В НК РФ не разъясняется порядок налогообложения при расхождении в марках угля, числящихся на государственном балансе и фактически добываемых налогоплательщиком. Статьей 342 НК РФ прямо не предусмотрено использование для целей начисления налога на добычу полезных ископаемых данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Арбитражный суд согласился с точкой зрения налоговых органов и пришел к выводу о том, что правомерность перемаркировки добываемого угля марки КС на марку угля ТС налогоплательщиком не подтверждена. Учет запасов, в том числе и по марочному составу, производится по результатам их государственной экспертизы. В данном случае переоценка запасов по марочному составу добываемого угля в установленном порядке с обязательной ее государственной экспертизой не производилась. С учетом этого у налогоплательщика отсутствует право на самостоятельное, без правовых оснований, и, соответственно, произвольное избрание ставки налогообложения по НДПИ.
Определение ВАС РФ от 05.12.2013 № ВАС-17096/13 по делу № А27-20709/2012