На Кипре официально объявлено о начале второго тендера на поставки природного газа для производства электроэнергии. Государственная газовая компания (DEFA) разместила краткий пресс-релиз, в котором приглашает заинтересованные компании представить предложения по комплексному решению вопроса о поставках газа на ТЭЦ "Василикос" на южном побережье острова, включая его транспортировку и переработку.
Будущий контракт с DEFA рассчитан на срок до 10 лет при начале его действия с 1 января 2016 года.
Вместе с тем, в беседе с корр.ИТАР-ТАСС эксперты обратили внимание на то, что в отличие от обычной процедуры публикации базовых условий тендера в СМИ, на этот раз киприоты сделали их закрытыми. Они пообещали раскрыть эти условия только после того, как заинтересованная компания подпишет соглашение о конфиденциальности и заплатит невозвратный "пригласительный взнос".
Предыдущий тендер проводился с 2012 года и был завершен в октябре 2013 года в связи с тем, что DEFA не смогла достичь соглашения ни с одной из участвовавших в нем примерно 20 иностранных компаний. В шорт-листе конкурса тогда оказались российская "Итера", которая была признана его победителем, "Ройял Датч-Шелл" и "Витол". Предложение "Итеры" о реализации первого этапа газификации острова было признано лучшим. Тем не менее оно было отвергнуто, как недостаточно выгодное.
Израильский деловой интернет-ресурс Globes-online сообщил в воскресенье, что "Итера" в конце прошлого года в переговорах с DEFA снизила цену до $14,75 за 1 млн BTU (British Thermal Unit — британская единица измерения энергии), тогда как цены на СПГ на мировом рынке достигают сегодня $17 и выше. Однако DEFA, сообщает издание, хочет получить газ по $10-11.
Таким образом, по мнению экспертов, кипрская сторона подготовила второй тендер с заранее известным результатом, который заключается в том, что победителем в нем опять окажется "мазутное лобби". В настоящее время Кипр фактически является единственной страной в Евросоюзе, которая продолжает производить электроэнергию с использованием дорогостоящих мазута и дизельного топлива, несмотря на требования ЕС перейти на более экологически чистый и выгодный природный газ.