Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Коммерческий арбитраж вынужденно подчинился государственным судам

14.02.2014

Николай Максимов предпринял вторую попытку добиться рассмотрения своего спора с НЛМК Владимира Лисина из-за сделки по поводу "Макси-Групп" в МКАС при ТПП РФ, но арбитры решили, что в нынешней ситуации они не могут за него взяться и выразили свое несогласие с тем, как трактуются нормы АПК об арбитрабельности корпоративных споров. Эксперты констатируют, что часть юридического сообщества в РФ пока считает национальный правопорядок неготовым к подобным разбирательствам в коммерческих арбитражах.

Конфликт между бизнесменами Владимиром Лисиным, основным владельцем ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", и Николаем Максимовым, основателем ОАО "Макси-Групп", начался в 2007 году. Предприниматели обвинили друг друга в невыполнении условий сделки, по которой 50% плюс одна акция "Макси-Групп" за $600 млн должны были отойти НЛМК.

В "базовом" и "акционерном" соглашениях, которое подписали стороны, была арбитражная оговорка, передававшая споры в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ и подчинявшая их российскому праву. Туда в декабре 2009 года и был подан основной иск Максимова, который обвинял партнера в невыполнении финансовых условий сделки и требовал выплатить ему покупную цену спорного пакета, оценив ее в 15,8 млрд рублей.

Однако после того как в марте 2011 года МКАС взыскал с НЛМК в пользу Максимова 9,5 млрд руб., от компании Лисина последовало заявление в Арбитражный суд города Москвы, который в июне 2011 года отменил решение МКАС. Суды решили, что конфликт НЛМК и Максимова арбитрабельным не является. Максимов пытался оспаривать конституционность этих норм в Конституционном суде, но получил отказ и там.

В июне 2012 года Максимов повторно обратился в МКАС с иском к НЛМК. Теперь с НЛМК требовали взыскать убытки — 16,2 млрд руб., которые, по мнению истца, возникли из-за нарушения базового и акционерного соглашения ответчиком, вывода активов под свой контроль, чтобы “исключить влияние истца” и “восстановление совместного бизнеса”.

Ответчик не согласился с компетенцией МКАС на рассмотрение дела. Во-первых, он заявил, что при рассмотрении спора могут быть затронуты права третьих лиц, включая "Макси-Групп", в соглашениях не фигурирующей в качестве стороны. Но арбитры возразили, что "спор не может реально повлиять" на права и обязанности бывшей компании Максимова и ее кредиторов.

Во-вторых, НЛМК указывал на свой статус компании с иностранными инвестициями (ее акции обращаются на Лондонской фондовой бирже с 2005 г.). По мнению юристов компании Лисина, п. 2 ст. 1 Закона "О международном коммерческом арбитраже" фактически не действует в части, предусматривающей передачу в МКАС споров предприятий с иностранными инвестициями, из-за того что утратил силу закон РСФСР от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

В итоге арбитры согласились с тем, что не могут его рассматривать, так как новое разбирательство несет в себе "даже больше элементов корпоративности", а МКАС должен "прилагать все усилия к тому, чтобы его решение было юридически исполнимо", что практически невозможно с учетом позиции государственных судов.

Они сделали вывод, что спор является корпоративным по сути, потому что договоры были посвящены выпуску акций "Макси-Групп" и их купле-продаже, порядку формирования органов управления группы и принятия ими решений.  Тогда экс-владелец "Макси-Групп" обратился в АСГМ с требованием взыскать убытки с НЛМК, но суд оставил иск без движения, а затем Максимов заявление забрал.
Судя по всему, добровольный отказ арбитров МКАС рассматривать спор — явление не уникальное. Но для российской юрисдикции, по мнению экспертов, прецедент спора Максимова с НЛМК нельзя считать полезным. "Последнее слово осталось за государственным судом, третейские суды вынуждены уступить, понимая, что с вероятностью 99% решение будет отменено, — описывает ситуацию Максим Кульков, руководитель практики разрешения споров фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer.  — Грустно, что практика российских третейских судов пошла по такому пути". Он советует "выводить подобные споры за пределы РФ и обеспечивать исполнимость иностранных судебных решений за рубежом". "Право не может и не должно ограничивать свободы участников частноправовых отношений договориться о разрешении споров в международном арбитраже", — отметил адвокат, руководитель арбитражной практики VEGAS LEX Кирилл Труханов.

Источник: "Право.Ru"
<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ