Иран готов в ближайшее время активизировать взаимовыгодное и многогранное экономическое сотрудничество с Россией, которая должна иметь преимущества на иранском рынке. Об этом заявил в интервью газете "Коммерсант" посол Исламской Республики Иран в РФ Мехди Санаи.
"Сейчас между нашими странами идут переговоры по заключению меморандума о сотрудничестве в сфере экономики. В начале 1990-х годов такой документ уже подписывался, теперь же, по сути, идет речь о его обновлении. Мы ведем переговоры по целому комплексу экономических вопросов — от энергетики до банковского дела. По содержанию и ключевым параметрам меморандума договоренности уже достигнуты. Остались детали, технические моменты, которые сейчас и проясняются", — указал иранский посол.
Мехди Санаи подчеркнул в этой связи, что "речь, в частности, идет о поставке иранской нефти в Россию". "Подобное сотрудничество, — добавил он, — для нас не является чем-то совершенно новым: Иран раньше поставлял газ в Советский Союз. Заключение новых договоренностей в энергетической сфере будет способствовать росту товарооборота между нашими странами и, конечно же, укреплению наших экономических связей".
Отвечая на вопрос газеты, считает ли Тегеран необходимым учитывать озабоченность Вашингтона в связи с готовящимися контрактами с Россией, посол ИРИ сказал: "Вопреки той шумихе, которая поднялась вокруг этого вопроса, хочу подчеркнуть: заключение этого меморандума не противоречит никаким международным договорам, нормам или правилам. Более того, Россия далеко не единственная страна, заинтересованная в укреплении экономических связей с Ираном. За последние недели Тегеран посетили бизнес- делегации из целого ряда других стран, включая государства ЕС и даже США".
"При этом я считаю, — подчеркнул Мехди Санаи, — что российские друзья, которые в трудные моменты были рядом с нами, должны иметь преимущества на иранском рынке. Это нормально. Но российские компании должны поспешить успеть занять свою нишу на иранском рынке, а не медлить, опасаясь последствий западных санкций".
Остановившись подробнее на перспективах поставки иранской нефти России в объеме "нескольких сотен тысяч баррелей в день", посол ИРИ заявил: "Мы сейчас договариваемся насчет объема поставок, конкретные показатели будут зависеть от того, куда и как будет поставляться нефть. Россия предложила несколько вариантов мест назначения и маршрутов поставок. Переговорщикам понадобится время, чтобы сделать выбор в пользу того или иного решения. Там много технических моментов и других вопросов (в частности, о расходах на логистику с российской стороны)".
"Перед нами открывается большая палитра возможностей для взаимодействия, — заявил посол ИРИ. — Назову лишь несколько обсуждаемых идей. В частности, речь может идти о совместных проектах в сфере энергетики в самом Иране, например о создании мини-НПЗ. Также мы обсуждаем возможные инвестиции со стороны России в разработку газовых месторождений на территории Ирана, например в Асалуйе и на Южном Парсе, где российские компании ранее присутствовали. Например, компания ЛУКОЙЛ — в нефтяном месторождении Анаран. Речь может пойти и о закупке Ираном нескольких сотен мегаватт электричества у России. Кроме того, мы можем расширить сотрудничество в области автомобилестроения".
По словам Мехди Санаи, Иран, в частности, "заинтересован в поставках российских тяжелых грузовиков или их сборке на своей территории (в стране уже существует сборочный цех КамАЗа)". "Помимо этого, — добавил он, — Иран заинтересован в покупке огромного объема рельсов из России, а также в ее участии в электрификации своей железной дороги. Интересует нас и российское зерно".
"Готовящиеся договоренности обоюдно выгодны, — подчеркнул посол ИРИ. — Россия будет покупать иранскую нефть, а на полученные средства Иран приобретет у России то, что ему необходимо. Часть средств Иран мог бы пустить на строительство российскими компаниями второго блока АЭС в Бушере". Он не исключил, что соответствующие документы могут быть подписаны до намеченного на август заседания российско-иранской межправительственной комиссии. По словам Мехди Санаи, Тегеран, и Москва, обменявшиеся послами еще в 1520 году, "руководствуются, прежде всего, своими собственными национальными интересами", и им "не нужно разрешение третьих сторон, чтобы развивать двусторонние отношения".