Компания "Транснефть" сообщает, что на территории Украины уже более 40 лет эксплуатируется нефтепродуктопровод, принадлежащий на праве собственности входящему в группу ОАО "АК "Транснефть" дочернему предприятию ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" — ДП "ПрикарпатЗападтранс".
Однако на протяжении последних лет вокруг указанного нефтепродуктопровода украинской стороной искусственно поддерживается неурегулированность его правового статуса. Так, в украинских хозяйственных судах с 2005 года находится в производстве иск Генеральной прокуратуры Украины об истребовании нефтепродуктопровода из владения ДП "ПрикарпатЗападтранс" и признании права собственности Украины на этот трубопровод.
2 апреля 2014 года Хозяйственный суд Ровенской области возобновил производство по делу об истребовании украинской стороной нефтепродуктопровода. Заседание суда по данному делу состоится 25 апреля 2014 года.
Отметим, что ни один хозяйственный областной суд Украины вообще не вправе рассматривать данное дело, так как в информационном письме Высшего Хозяйственного Суда Украины от 10.10.2005 № 01-8/1757 указано, что все споры в рамках межправительственного соглашения между Украиной и Российской Федерацией о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 года, не подлежат разрешению в хозяйственных судах Украины.
В то же время, последние 5 лет эксплуатация этого нефтепродуктопровода была серьезно отягощена криминальными хищениями. Потери нефтепродуктов составили 57 900 тонны, что соответствует приблизительно $62 700 000. Компания вынуждена возмещать и компенсировать эти потери из собственных ресурсов, что приводит к значительным затратам.
С учетом всех этих обстоятельств, а также в результате действий украинской стороны, в настоящее время сложилась ситуация, которая может привести к приостановке деятельности нефтепродуктопроводной системы ДП "ПрикарпатЗападтранс" на территории Украины либо вообще ликвидации работающего предприятия.
При этом основные негативные последствия наступят для украинской стороны, так как это вызовет неизбежный рост цен на дизельное топливо на внутреннем рынке. Кроме того, украинские партнеры лишатся доходов от транзита нефтепродуктов европейским потребителям, части налоговых и таможенных платежей, а в результате сокращения порядка 870 рабочих мест, где трудятся граждане Украины, не получат значительных денежных поступлений в различные государственные социальные фонды. Помимо этого, будут прекращены многомиллионные капиталовложения со стороны ДП "ПрикарпатЗападтранс" по программам технического перевооружения и капитального ремонта магистрального нефтепродуктопровода, что существенно увеличит риск техногенных аварий.
ОАО "АК "Транснефть" выражает надежду, что украинские власти смогут оценить существующие риски создавшейся ситуации и не допустить развития негативного сценария.