Минэкономразвития РФ опубликовало на своем официальном сайте проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).
Данный Федеральный закон призван стать одним из основных законодательных инструментов "антиофшорного пакета" и основан на мировом опыте применения так называемых правил CFC (controlled foreign corporations rules). Разработка указанного законопроекта ведется продолжительное время. Первоначальный вариант проекта был опубликован Минфином РФ в марте этого года. Основная идея проекта — введение в НК РФ правил о включении в налоговую базу российских организаций и физических лиц, соответственно, по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц прибыли, полученной так называемыми контролируемыми иностранными компаниями (далее также — КИК).
По мнению представителей российского бизнеса, первоначальный проект Минфина России получился чрезмерно жестким. К дальнейшей работе над проектом подключилось Министерство экономического развития РФ. По итогам встречи с членами правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которая состоялась 18 июня 2014 года, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину России (А.Г. Силуанову) совместно с Минэкономразвития России и с участием Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений предпринимателей доработать законопроект, обратив особое внимание на:
- соответствие вводимых законопроектом терминов и понятий действующей правовой системе, в частности на уточнение понятия налогового резидентства;
- уточнение круга лиц, на которых будут распространяться нормы законопроекта;
- установление в необходимых случаях этапности введения норм, содержащихся в законопроекте;
- введение системы стимулирования перехода компаний в российскую юрисдикцию;
- увеличение порога прибыли, с которого на компании распространяются нормы законопроекта;
- совершенствование механизма признания контролирующего лица иностранной организации, в том числе, исходя из доли совокупного участия
- лица в капитале компании в размере 50% плюс один голос;
- оптимизацию уровня налоговой ставки для иностранной организации от уровня, установленного в Российской Федерации;
- уточнение критериев определения зарубежных стран, на которые распространяются нормы законопроекта;
- необходимость проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта;
- обоснование сроков доработки законопроекта с учётом необходимости вступления его в силу с 1 января 2015 года.
О ходе работы было поручено доложить до 30 июня. Ранее требование разработать законопроект до 1 июля 2014 г. выдвигал также и Президент РФ В.В. Путин.
Обновленный законопроект появился на официальном сайте Минэкономразвития России 26 июня 2014 г.
Наиболее значимые положения нового законопроекта по сравнению со старым можно свести к следующим пунктам:
1. Увеличивается размер доли участия, необходимой для признания лица контролирующим лицом иностранной компании — теперь для этого необходимо не менее 50%.
Согласно позиции Минэкономразвития, отраженной в законопроекте, лицо, доля прямого или косвенного участия которого в организации единолично или с взаимозависимыми лицами (ст.105.1 НК РФ) составляет более 50%, должно признаваться контролирующим лицом этой организации. Напоминаем, что в предшествующем законопроекте необходимая доля такого участия составляла 10%.
2. Согласно законопроекту, действие закона должно распространяться на иностранные организации из "черного" списка.
Согласно подходу Минфина России к перечню стран, на компании из которых нужно распространять закон, необходимо составить "белый" список стран, освобожденных от налога. Согласно законопроекту Минфина, при признании компании контролируемой, необходимы: факт членства государства постоянного местонахождения компании в Евразийском Экономическом союзе, включенность в перечень государств (территорий), обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ, размер эффективной ставки налога на прибыль для конкретной компании не должна быть ниже 75% ставки налога, предусмотренной п.1 ст.284 НК РФ.
В проекте Минэкономразвития эти требования отсутствуют, и, напротив, указывается, что организации, признаваемые контролируемыми, должны быть включены в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином России.
3. Законопроект устанавливает ряд новых (по сравнению с предшествующим законопроектом) случаев, когда организация не может быть признана контролируемой.
В частности, не может быть признана контролируемой организация, которая хоть и подпадает под установленные законопроектом признаки КИК, однако:
- контролирующее ее лицо является организацией, акции которой прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах РФ;
- участвует в соглашениях с правительством (правительственными структурами) соответствующего государства (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции);
- осуществляет деятельность по перевозке морскими судами и (или) сдаче в аренду или субаренду (в том числе фрахт, субфрахт) морских (смешанного река-море плавания) судов.
4. Согласно законопроекту не требуется направлять уведомление об участии в иностранных организациях.
Согласно законопроекту Минэкономразвития на налоговых резидентов РФ возлагается обязанность по направлению исключительно уведомления о наличии у них КИК, уведомления об участии в иностранных организациях, как было предписано законопроектом Минфина, направлять не требуется. Кроме того, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за неуведомление налоговых органов о контролируемых организациях в случае, если он не имел законного способа получить соответствующую информацию.
5. По сравнению с проектом Минфина РФ изменяется порядок исчисления прибыли КИК.
Проект Минфина РФ в данной части отсылал к порядку определения прибыли, установленному гл.25 НК РФ. Проект Минэкономразвития предписывает определять прибыль КИК, как сумму чистой прибыли после налогообложения, подлежащей распределению, уменьшенной на величину выплаченных по итогам отчетного периода дивидендов с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение отчетного периода.
6. Законопроектом установлены существенные ограничения налогового бремени налогоплательщиков-контролирующих лиц.
Несмотря на то, что в проекте Минэкономразвития не уменьшена предельная сумма прибыли, которая может учитываться при определении налоговой базы налогоплательщика-контролирующего лица, по сравнению с проектом Минфина (3 000 000 руб.), в нем предусмотрены условия, при которых такая прибыль не может быть включена в доход контролирующего лица, например:
при определении налоговой базы контролирующего лица не учитывается прибыль КИК, косвенное участие контролирующего лица в которой реализовано через прямое или косвенное участие такого контролирующего лица в российской организации, в свою очередь также признаваемой контролирующим лицом этой КИК;
прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика-налогового резидента РФ, если он представит документальное подтверждение того, что он утратил контроль над организацией (по причине отчуждение доли, прекращения действия договора и т.п.) до даты принятия КИК решения о распределении прибыли за отчетный период;
в состав налоговой базы налогоплательщика-налогового резидента РФ включается прибыль КИК за отчетный период, предшествующий дате приобретения данным лицом контроля в отношении КИК, только если контроль в отношении данной КИК был приобретен таким лицом до даты принятия КИК решения о распределении прибыли за отчетный период;
прибыль КИК не подлежит включению в налоговую базу налогоплательщика — контролирующего лица, если в течение периода прямого или косвенного участия в КИК у контролирующего лица не имелось возможности по личному закону КИК или по условиям договора определять решения о распределении прибыли КИК.
7. Законопроект предусматривает более лояльный подход к определению налоговой базы и налоговой ставки налога контролирующего лица.
Согласно проекту, если источником дохода налогоплательщика от долевого участия является прибыль КИК, прямо и косвенно принадлежащей налогоплательщику — контролирующему лицу, сумма налога, уплаченная с этой прибыли, засчитывается при уплате налога на доходы от долевого участия, причем это касается как определения налоговой базы по НДФЛ, так и по налогу на прибыль организаций.
Кроме того, согласно отраженной в проекте позиции Минэкономразвития, доход контролирующего (физического) лица в виде сумм прибыли КИК, а также прибыль контролирующего лица-организации в размере сумм прибыли КИК, должны облагаться по той же ставке, что и доход (прибыль) от полученных дивидендов (9%).
По мнению экспертов из компании "Щекин и партнеры", законопроект в нынешнем виде является гораздо более проработанным, имеет меньшее количество неточных и излишних формулировок.
Нельзя не отметить выраженную попытку Министерства экономического развития РФ учесть интересы бизнеса, сгладить противоречия, возникшие при обсуждении предшествующей редакции законопроекта. Заметно и влияние на проект позиций РСПП, при участии которого он разрабатывался.
Российскому бизнесу и его владельцам необходимо внимательно отслеживать изменения позиции профильных министерств по вопросу о налогообложении прибыли КИК и, в частности, оценивать свои корпоративные структуры через призму нового законопроекта.