Руководство норвежского государственного нефтегазового концерна Statoil ASA надеется, что санкции, введенные западными странами против России, не будут иметь долгосрочных негативных последствий для компании, которая тесно сотрудничает с "Роснефтью". Об этом в опубликованном интервью норвежскому деловому изданию "Дагенс нэрингслив" заявил глава Statoil Хельге Лунд.
Отвечая на вопрос о том, не опасается ли он, что напрасными окажутся все усилия, приложенные Statoil, чтобы выстроить отношения с российскими партнерами и начать реализацию своих проектов в РФ, Лунд заявил, что в компании "надеются на то, что долгосрочных последствий не будет, однако выводы об этом пока что делать рано".
Концерн находится в более сложном положении, чем многие другие норвежские компании, так как обязан следовать не только санкциям ЕС, к которым на прошлой неделе официально присоединилась и Норвегия, но и санкциям США, так как акции Statoil торгуются на Нью-йоркской бирже. Кроме того, компания работает над несколькими крупными проектами в Соединенных Штатах.
В санкционном списке США значится "Роснефть", отдельных мер против которой не вводили ЕС и Норвегия.
По словам Лунда, Statoil сформировала специальную экспертную группу, которая сейчас занята выяснением многочисленных нюансов, которые касаются действия санкция, введенных против России различными государствами. В концерне также ведут диалог с властями Норвегии, уточняя конкретный эффект тех или иных ограничений.
"Компания обязана следовать международным санкциям, это ключевой момент, — заявил Лунд. — Так что сейчас главное для нас понять, как санкции будут воплощаться в жизнь, и какие практические последствия для нашего бизнеса они будут иметь. Мы надеемся, что в конечно итоге дипломатическое решение будет найдено. Наша отрасль работает с долгосрочными проектами, однако очевидно, что в ближайшей и средней перспективе на нас будут наложены ограничения".
Лунд подчеркнул, что Россия — богатая углеводородными ресурсами страна, который полезен опыт соседа, "у которого есть знания, необходимые для организации работы в сложных климатических условиях".
По словам премьер-министра Норвегии Эрны Сульберг, которая во вторник совместно с Лундом и министром нефти и энергетики Норвегии Турдом Лиеном приняла участие в церемонии официального открытия нефтяной платформы "Гудрун" в Северном море, формулировки секторальных санкций ЕС открыты для интерпретаций.
"У Норвегии есть пространство для маневра, — отметила Сульберг . — Не вполне ясно, что (в тексте санкций) понимается под "Арктикой", бурение на какой глубине считается "глубоководным". Все это будет устанавливаться на практике, и у Норвегии есть богатый опыт решения таких вопросов с Евросоюзом и странами Европейской экономической зоны. Тем не менее, необходимо признать, что определения пока что очень нечеткие, к настоящему моменту очерчены лишь рамки".
При этом Сульберг подчеркнула, что Statoil придется следовать санкциям США, в которых применяются более точные определения, в частности глубоководным бурением считается бурение на глубине свыше 500 футов (152 метров).
После присоединения Норвегии к пакету экономических санкций против РФ, принятому ЕС 31 июля, правительство ввело режим предварительного одобрения сделок, предусматривающих поставки оборудования и технологий для нефтяного сектора России.
При этом под полный запрет попали поставки в Россию норвежского оборудования, предназначенного для глубоководного бурения нефтяных скважин и последующей добычи нефти, нефтеразведки и нефтедобычи в условиях Арктики, а также для разведки и разработки запасов сланцевой нефти в России.
При этом остается открытым вопрос о возможности поставок оборудования, которое может быть использована как для нефте-, так и для газодобычи. Кроме того, запрет не касается поставок по контрактам, заключенным до 16 августа этого года.
Подписанное в мае 2012 года соглашение о сотрудничестве между "Роснефтью" и Statoil предполагает, как совместное освоение норвежского шельфа, так и осуществление общих проектов в российский части Баренцева моря (участок Персеевский), а также в Охотском море (участки Кашеваровский, Лисянский, Магадан-1).
Согласно планам компаний, в период между 2016 и 2021 годами на этих четырех участках должны быть пробурены 6 разведочных скважин, причем все затраты на стадии геологоразведки должен взять на себя Statoil.
В 2013 году компании получили право на совместную разработку перспективного участка на норвежской части шельфа Баренцева