На Украине в среду вступил в силу закон о реформировании газотранспортной системы (ГТС), который, по сути, открывает иностранцам возможность войти в капитал одного из самых привлекательных производственных активов страны.
Закон, который во вторник был опубликован в официальном издании Верховной рады "Голос Украины", подразумевает, что ГТС и подземные хранилища газа (ПХГ) остаются в госсобственности, однако отныне их можно передавать в управление специально созданным компаниям. В этих управляющих компаниях украинское государство получит контрольный пакет, а остальные акции могут приобрести другие инвесторы, контролируемые резидентами из США, ЕС или Европейского энергетического сообщества.
Для российских компаний такая возможность не предусмотрена.
В целом Украина планирует к 1 января 2015 года создать два совместных предприятия — операторов ГТС и ПХГ в рамках реформы газового рынка.
Согласно планам реформы, 49% в СП будут принадлежать международному партнеру и 51% - ПАТ "Укртрансгаз". В презентации "Нафтогаза", подготовленной для иностранных инвесторов, особо отмечалось, что выбор международных партнеров подвергнется "жесткому контролю" — "Газпром" не пройдет".
А глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявлял, что продажа газотранспортной системы Украины "Газпрому" неприемлема.
"Это неприемлемый вариант для прекращения конфликта", — сказал Коболев, имея в виду невозможность договориться с "Газпромом" о ценах и поставках газа.
В свою очередь, глава "Газпрома" Алексей Миллер также признал, что у газового холдинга нет никакого интереса к участию в ГТС Украины.
"Поезд ушел, и, похоже, уже вчера. Она никому не принадлежит, хозяина у ГТС нет. ГТС Украины не принадлежит "Нафтогазу", а принадлежит украинскому правительству. Прежде чем с кем-либо что-то обсуждать по модернизации, по сотрудничеству, она (ГТС) должна появиться на балансе того или иного хозяйствующего субъекта. Сначала имущественно-правовые вопросы должны быть решены", — сказал Миллер.
Глава "Газпрома" также отметил, что необходимо сначала "изменить с десяток украинских законов, чтобы что-то делать с ГТС". Он подчеркнул, что стоимость ГТС Украины "очень невелика".