Нефтепроводная система Казахстана способна справиться с транспортировкой всех добываемых в стране объемов нефти, в том числе — и в будущем при их увеличении, заявил во вторник генеральный директор АО "КазТрансОйл" (КТО) Каиргельды Кабылдин.
"Нефтепроводная система Казахстана и сегодня, и в будущем обеспечит транспортировку всех объемов добываемой казахстанской нефти и предоставит добывающим компаниям широкий спектр направлений", — сказал Кабылдин на брифинге.
Он отметил, что в целях дальнейшего "адекватного увеличения" транспортных мощностей компании в соответствии с планами добычи в Казахстане КТО ведет постоянную работу над созданием новых транспортных систем и над своевременным увеличением или расширением пропускной способности существующих нефтепроводов.
"В 2013 году мы завершили увеличение пропускной способности системы нефтепровода Казахстан-Китай на участке Атасу-Алашанькоу до проектной мощности 20 миллионов тонн. вВнастоящее время мы рассматриваем расширение пропускной способности данной системы на участке Кенкияк-Атырау, также мы особое внимание уделяем модернизации и расширению существующих трубопроводных систем на участке Каламкас-Каражанбас, Каракоин-Атасу", — продолжил гендиректор компании.
По его словам, в стратегии развития компании обозначено, что она и в дальнейшем будет производить "адекватное увеличение транспортных мощностей нашей системы, дальнейшее развитие казахстанско-китайской системы нефтепроводов, обусловленное, прежде всего, ростом объемов добычи и планируемой добычи на крупнейшем месторождении Кашаган, увеличением потенциально объема добычи на тенгизском месторождении в рамках реализации проекта будущего расширения".
"Также экспортные мощности предоставляются сегодня из Казахстана через системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который в этом году завершает увеличение мощности с 30 миллионов тонн в настоящий момент до 42,5 миллионов в начале следующего года. К 2016 году эта система будет расширена до 50 миллионов тонн из Казахстана, это расширение создаст адекватные мощности для транспортировки дополнительных объемов нефти, которые планируются добывать в стране", — добавил Кабылдин.
"Также экспортные мощности предоставляются сегодня из Казахстана через системы Каспийского трубопроводного консорциума, КТК в этом году завершает увеличение мощности с 30 миллионов тонн в настоящий момент до 42,5 миллионов в начале следующего года. К 2016году эта система будет расширена до 50 миллионов тонн из Казахстана, это расширение создаст адекватные мощности для транспортировки дополнительных объемов нефти, которые планируются добывать в стране", — добавил Кабылдин.
"Казахстан и его трубопроводная система позволяет использовать транзитный потенциал нашей страны. Начиная с этого года, мы обеспечили транзит 7 миллионов тонн российской нефти в КНР, по данному транзиту рассматривается сейчас китайской и российской стороной вопрос увеличения до 10 миллионов тонн. Также вопросы диверсификации позволяют нам решить загрузку собственных НПЗ, остро стоит задача обеспечить загрузку Павлодарского завода нефтью западноказахстанского происхождения", — сказал он.
Гендиректор КТО также напомнил, что Казахстан владеет терминалом на Черном море — Батумским нефтяным терминалом, что позволяет осуществлять транспортировку нефти в коридоре Актау-Баку-Батуми. "Тем самым мы диверсифицируем поставки казахстанской нефти на рынки Черного моря, в настоящее время у нас по батумскому терминалу осуществляется проект по увеличению его мощности до 2,5 миллиона (тонн) по генеральным грузам, кроме нефтяных", — добавил он.
Отвечая на вопросы журналистов о рисках транзита нефти через территорию Украины, Кабылдин напомнил, что казахстанская нефть в настоящее время транзитом через Украину не идет. "Мы сегодня осуществляем транзит нашей нефти через Россию по системе нефтепровод АО "Транснефть" и по системе Каспийского трубопроводного консорциума. В соответствии с соглашением о транзите, который подписан между нашими странами и действует где-то до 2025 и 2027 года, в соответствии с документами в рамках ЕАЭС, мы имеем право неограниченного доступа к существующим мощностям на территории стран-участниц союза", — сказал он.
"Через территорию России мы транспортируем в бассейн Балтийского моря, в Восточную Европу, бассейн Черного моря на рынке Юго-Восточной Европы. Наши компании сами определяют, на какой рынок они идут. Как вы видите, транзит на Польшу и Германию осуществляется через территорию Беларуси, таким образом, риск транзита через Украину отсутствует", — заключил он.