АК "Транснефть" свои инвестиционные программы согласует с правительством РФ и стремится снизить затраты на реализацию проектов, говорится в сообщении пресс-секретаря, советника президента компании Игоря Демина в ответ на опубликованные результаты проверки Счетной палаты.
Ранее Счетпалата раскритиковала инвестпрограмму "Транснефти" за несогласованность с министерством энергетики и нефтяными компаниями.
"Действительно, утвержденная десятилетие назад Генсхема развития нефтяной отрасли России и инвестпрограмма "Транснефти" частично не совпадают. Более того, значительные изменения внесены в инвестпрограмму компании в 2014 г. и предусматривают реализацию проектов к 2020 г., а не к 2030 г., как предполагалось ранее. Однако все запланированные "Транснефтью" к реализации проекты многократно обсуждались в министерстве энергетики, утверждены правительством РФ, а основные инвестпроекты реализуются на основании распоряжений правительства РФ", — отметил И. Демин.
По его словам, включение проекта в инвестпрограмму осуществляется на стадии его инициации, в условиях отсутствия разработанной проектной документации и материалов проведенных инженерных изысканий. Стоимость определяется путем ориентировочной оценки объема инвестиций на основании данных об объектах-аналогах. "Это соответствует общепринятой российской и мировой практике планирования", — сказал он, комментируя замечание Счетной палаты о том, что 63% инвестпроектов компании уже в первый год реализации требовали корректировки стоимости.
В ходе реализации проектов их стоимость уточняется по результатам прохождения государственной экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России" и разработки рабочей документации. При этом, исходя из опыта планирования "Транснефти", стоимостные показатели корректируются в меньшую сторону относительно первоначальных расчетов и никогда не превышают стоимость госэкспертизы, уточнил он.
"Кроме этого немаловажным фактором корректировки стоимостных показателей в последнее время стали разработанные "Транснефтью" по инициативам президента РФ и правительства мероприятия по оптимизации капитальных вложений. Проведение данных мероприятий позволяет снизить затраты на реализацию проектов", — сообщил пресс-секретарь АК.
Он согласился с возмущением аудиторов Счетной палаты по поводу снижения планов по заполнению нефтепровода Заполярье-Пурпе. Нефтяные компании не выдерживают собственные планы сроков и объемов сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов "Транснефть", напомнил И. Демин.
"Этот вопрос неоднократно рассматривался в правительстве РФ, находится на постоянном контроле у вице-премьера А. Дворковича", — уточнил советник президента АК.
В то же время представитель компании заявил, что "Транснефть" не может согласиться с выводами Счетпалаты о том, что стоимость продукции, закупленной с нарушениями превысила 31 млрд. руб. "Компания не может согласиться с этим пунктом претензий. Всего было рассмотрено аудиторами Счетной палаты четыре договора на общую сумму около 13 млрд. руб. (а не 31 млрд. руб. как декларируется в сообщении СП РФ)", — сообщил И. Демин.
Основная претензия высказана по закупке трубной продукции, когда по допсоглашению к основному договору на сумму 11,533 млрд. руб. (79 320 тонн) было куплено 48 891 тонн труб по той же цене за тонну, что и на проведенном конкурсе, то есть на 11,3% ниже рыночной стоимости, с которой начинались торги, пояснил он. "Таким образом, компания сэкономила на закупках около 2 млрд. руб., за что и подверглась, как ни удивительно критике со стороны Счетной палаты. Были бы понятны причины претензий, если бы стоимость в результате заключения дополнительного соглашения стала бы выше на 2 млрд. руб., как это обычно в таких случаях бывает. Мы не стали спорить, так как данное заключение ничего из эмоций, кроме улыбки, не вызывает", — сказал представитель компании.
Также он добавил, что Счетная палата при закупке присадки противотурбулентной иностранного производства на сумму 60,6 млн. рублей, когда цена закупленного товара за единицу более чем в 2,4 раза превышала его стоимость при ввозе на таможенную территорию РФ, вскрыла факт занижения таможенной пошлины через уменьшение задекларированной стоимости завезенной поставщиком продукции. "Однако в функции "Транснефти" не входит проверка правильности оформления таможенных деклараций. В случае подобной инициативы, действия компании "Транснефть" подверглись бы обоснованной критике со стороны таможенной службы. Аналогичная претензия — по неправильному таможенному оформлению была предъявлена и по закупке одного насосного агрегата "Зульцер" на сумму 54 млн. руб.", — резюмировал он.