Порт Козьмино (ООО "Транснефть — Порт Козьмино") 24 марта 2015 года отгрузил 100-миллионную тонну нефти с момента запуска трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан в декабре 2009 года. После торжественной церемонии отгрузки президент ОАО "АК "Транснефть" Николай Токарев дал интервью телеканалу "Россия 24", в котором рассказал о стратегическом значении восточного направления транспортировки нефти, новых трубопроводных маршрутах и реализации инвестпрограммы компании.
Николай Токарев подчеркнул, что нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан имеет стратегическое значение для страны. Он отметил, что одним из важных аспектов работы нефтепровода ВСТО является то, что российские нефтяные компании получили возможность осваивать новую нефтяную провинцию страны — Восточную Сибирь.
При этом ОАО "АК "Транснефть" осуществляет масштабные мероприятия по расширению мощностей ВСТО, которые в рамках своей инвестиционной программы первоначально должна была завершить к 2030 году. Новым ориентиром является 2020 год. "Теперь всю эту колоссальную работу мы должны проделать к 2020 году, то есть с опережением на десять лет. Это говорит о том, что мы создали серьезный потенциал для того, чтобы нефтяники могли в этом регионе активно осваивать новые месторождения", — отметил Николай Токарев.
По словам президента ОАО "АК "Транснефть", строительство нефтепровода ВСТО в дальневосточных регионах также придало серьезный импульс развитиюих экономики. Созданы тысячи рабочих мест, а региональные бюджеты получают миллиардные налоговые отчисления. В проекте ВСТО заложена мощная социальная составляющая — строится множество объектов социального значения. Это очень актуально для регионов прохождения восточного нефтепровода с учетом важного значения, которое руководство страны придает их развитию.
С точки зрения геополитики — это возможность России позиционировать себя на новом рынке, которым является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), и развивать сотрудничество со странами АТР. "Сегодня, в новых политических реалиях, для России это очень важно", — отметил Николай Токарев.
По словам Николая Токарева, компания не испытывает сложностей с финансированием работ по расширению мощностей ВСТО.
Что касается финансирования, здесь нас в том числе серьезно поддерживает правительство, обеспечивая гибкую тарифную и дивидендную политику", — отметил он. Николай Токарев добавил, что в условиях благоприятной экономической конъюнктуры компания своевременно разместила ценные бумаги, которые были раскуплены на рынке.
"Все это способствует тому, что мы в заданные сроки, в заданных параметрах, в том числе финансовых, обеспечиваем решение этой задачи. Пока серьезных проблем нам не приходится решать", — отметил президент ОАО "АК "Транснефть".
Отвечая на вопрос об окупаемости проекта, Николай Токарев указал, что расширение мощностей ВСТО-1 до 80 млн т и ВСТО-2 до 50 млн т позволит досрочно увеличить объемы прокачиваемой нефти, что в свою очередь обеспечит рост выручки. "С учетом этого мы рассчитываем, что сроки окупаемости будут значительно меньше первоначальных и составят порядка 15–18 лет", — сказал президент компании.
"Корректировка инвестпрограммы — это нормальное явление, если этого объективно требуют реалии и экономическая ситуация", — отметил Николай Токарев. По его словам, именно это и происходит в настоящий время, так как через два-три года российские нефтеперерабатывающие заводы будут завершать реконструкцию, что приведет к увеличению глубины переработки, и, соответственно, улучшится качество производимых нефтепродуктов, а также возрастет объем их производства.
"Поэтому наши мощности должны принять весь этот объем нефтепродуктов и оказать услугу по их транспортировке потребителям. Задача понятная, очень важная, и мы будем стараться решить ее в срок", — подчеркнул президент ОАО "АК "Транснефть". По его словам, такой вопрос стоит на повестке дня, и это уже один из поводов скорректировать инвестпрограмму в части новых нефтепродуктопроводных маршрутов.
Кроме того, по его словам, сегодня актуальными являются вопросы импортозамещения. "Транснефть" уже несколько лет работала над этой задачей, и появились новые задачи, которые необходимо будет решать с помощью локализации технологий и производства в сфере связи и насосной техники. "Это также потребует небольших финансовых корректировок", — отметил он.
Говоря о новых маршрутах транспортировки нефти, Николай Токарев отметил строительство нефтепроводов Куюмба — Ташет и Заполярье — Пурпе, которое ведется в настоящее время. "Это совершенно новые маршруты в новых нефтеносных провинциях, и в конце 2016 года ожидаем завершения этих работ", — сказал он.
При этом новыми проектами в области транспортировки нефтепродуктов являются расширение имеющихся мощностей ОАО "АК "Транснефть" на северном направлении, в сторону Балтики, и на южном направлении, в сторону Новороссийска. "Мы уже развернули работы, реализация этих проектов идет полным ходом. Это уже не цифры на бумаге, а реальность", — подчеркнул он.