Ухудшение платежной дисциплины в части неисполнения договорных обязательств со стороны участников энергетического рынка (прежде всего гарантирующих поставщиков) Краснодарского края могут отрицательно сказаться на выполнении ОАО "Кубаньэнерго" ремонтной и инвестиционной кампаний, что в свою очередь может привести к снижению надежности энергоснабжения потребителей.
Тема платёжной дисциплины на региональном рынке электрической энергии края стала предметом обсуждения участниками заседания Штаба по вопросам мониторинга состояния расчетов за поставленную электроэнергию и услуги по ее передаче, которое состоялось 18 марта т.г. в Краснодаре под председательством первого вице-губернатора Кубани Д. Хатуова.
В заседании Штаба, наряду с руководителями Министерства энергетики и промышленности края, комитета по вопросам ТЭК ЗСК принял участие гендиректор ОАО "Кубаньэнерго" А. Гаврилов, а также руководство "Кубаньэнергосбыта", руководители "НЭСК", "НЭСК-электросети", представители "Оборонэнергосбыта", "Оборонэнерго", краевой прокуратуры и ГУ МВД России по краю.
Напомним, в начале 2015 года в Краснодарском крае, который входит в зону ответственности ОАО "Кубаньэнерго", при поддержке краевой администрации создана комиссия по мониторингу состояния расчетов за поставленную электроэнергию и услуги по ее передаче. В ее состав вошли представители исполнительной, законодательной власти региона, правоохранительных и контролирующих органов, сбытовых компаний и потребителей.
Инициатива создания региональных комиссий в стране принадлежит "Россетям", в группу компаний которых входит Кубаньэнерго. Краснодарский край стал одним из первых регионов, поддержавший инициативу энергетиков.
- В 2014 году Кубаньэнерго добилось сокращения дебиторской задолженности почти в два раза по сравнению с 2013 годом, — отметил генеральный директор ОАО "Кубаньэнерго" Александр Гаврилов. — Однако, в марте 2015 года дебиторская задолженность перед Кубаньэнерго составляет более 3 млрд рублей. При этом важно осознавать, что от ликвидации задолженности напрямую зависит обеспечение устойчивой и надежной работы энергосистемы Кубани.
Наибольшая доля задолженности за оказание услуг по передаче электрической энергии — это задолженность энергосбытовых компаний (выполняющих роль гарантирующего поставщика). Неплатежи сбытовых компаний региона не только ставят ОАО "Кубаньэнерго" в крайне тяжелое финансовое положение, но и приводят к возникновению целого ряда рисков неисполнения обязательств компании перед другими участниками энергетического рынка — Федеральной сетевой компанией, территориальными сетевыми компаниями.
К тому же низкая платежная дисциплина — это одна из основных причин недофинансирования инвестиционных и ремонтных программ Кубаньэнерго. Кубаньэнерго, как крупнейшая энергокомпания юга России, которая обеспечивает надежное и стабильное энергоснабжение потребителей Краснодарского края и Республики Адыгея, в рамках своей основной производственной деятельности осуществляет строительство, реконструкцию и ремонт высоковольтного оборудования, объектов распределительной сети. А для того, чтобы сделать работу этих объектов стабильной требуется постоянное их техобслуживание, вложение немалых материальных ресурсов в модернизацию основных фондов.
В ходе заседания Штаба участники обсудили причины сложившейся ситуации и приняли соответствующие решения по стабилизации платёжной дисциплины, ликвидации задолженности и недопущению ее дальнейшего образования. Достигнута договоренность о погашении энергосбытовыми компаниями задолженностей перед Кубаньэнерго за оплату услуг по передаче электроэнергии.
В рамках встречи руководителей органов власти и крупнейших энергокомпаний региона также обсудили вопросы бездоговорного и безучетного потребления электроэнергии потребителей, задолженности перед смежными территориальными сетевыми компаниями и другие.
Участие властей в решении вопросов взимания долгов с неплательщиков, призвано оказать существенное влияние на улучшение платежной дисциплины, что в конечно итоге позволит обеспечить качество и надёжность энергоснабжения потребителей края, в том числе населения, социально-значимых объектов и объектов жизнеобеспечения.